6) Регламентирование рекламной деятельности
Регулированиерекламной деятельности происходит подвум направлениям — государственноерегулирование (детальнаязаконодательная регламентация рекламнойдеятельности) и саморегулирование(общественныйконтроль за соблюдением правил поведенияв рекламном бизнесе).
Государственноерегулирование рекламной деятельности.
Государственноерегулирование – этодокументы, определяющиеосновные формы и правила рекламнойдеятельности, — законы, принимаемыеГосударственной Думой, указы ПрезидентаРФ, постановления Правительства РФ иотдельных министерств, и государственныеорганизации, наблюдающиеза исполнением принятых документов:Министерство по антимонопольной политикеи поддержки предпринимательства (МАП,ныне ФАС – Федеральная антимонопольнаяслужба), отраслевые министерства иведомства.
Основными объектамигосударственного регулирования рекламыявляются:
• рекламнаядеятельность в целом;
• реклама товаров,представляющих потенциальную опасностьдля потребителей;
• использованиенеобоснованных утверждений;
• охрана авторскихправ на рекламные идеи и решения;
• правовая защитатоварных знаков и других форминтеллектуальной собственности;
• реклама, вводящаяв заблуждение, и сравнительная реклама;
• реклама,направленная на детей.
Суть государственногорегулирования рекламы можно определитьследующим образом: минимум государственноговмешательства в рекламную деятельность,за исключением прямых запретов наотдельные виды рекламы табачных изделий,алкоголя и ограничений по распространениюрекламы, направленной на детей и с ихучастием.
Министерство поантимонопольной политике и поддержкепредпринимательства (Указом ПрезидентаРФ от 6 августа 2004 г. переименовано вФедеральную антимонопольную службу) —основной исполнительный органгосударственного регулирования вобласти рекламы.
Основным документом,на котором основывается его регулирующаядеятельность, является Федеральныйзакон «О рекламе» и подзаконные акты,принятые для его практической реализации.
В соответствии с данным нормативнымактом ФАС и его территориальнымуправлениям дано право возбуждать делапо фактам нарушения законодательствао рекламе, издавать предписания опрекращении нарушения законодательства,выносить решения об осуществленииконтррекламы, налагать штрафы нанарушителей и т.д.
Кроме вышеназванногоминистерства вопросами рекламы впределах своей компетенции занимаютсяФедеральная таможенная служба иФедеральная налоговая служба.
Саморегулированиерекламной деятельности
Этодеятельностьобщественныхи профессиональных организацийрекламистов,потребителей, рекламодателей, какотдельных (бывшая Российская ассоциациярекламных агентств — РАРА, КонфОП идр.), так и совместных(Рекламныйсовет России и др.).
Целью многочисленныхрекламных ассоциаций стала борьба снедобросовестной конкуренцией в сферерекламного бизнеса, искоренение лживойрекламы, наносящей вред имиджу всехрекламистов. Организации саморегулированиятакже занимаются консультированиемпредпринимателей по вопросам соответствияих деятельности рекламному законодательству.
В целом органысаморегулирования способствуютгосударственному контролю за соблюдениемзаконодательства в сфере рекламы.
Саморегулированиепредполагает добровольный контрольорганизаций бизнеса за поведением всфере рекламы, основанный не только насиле закона, но и на правилах, установленныхсамим деловым сообществом.
Можно указатьна ряд преимуществ саморегулированияперед госрегулированием: оно мобильнееи быстрее откликается на новые явленияв рекламе; менее формализовано.
Нормысамоуправления подходят к рассмотрениюконкретных вопросов зачастую болеереалистично, чем это делается с помощьюзаконодательства, они могут рассматриватьконкретные действия фирмы с точки зренияне только формальных правил, но и здравогосмысла.
Однойиз основных организаций, действующихв этой области, является РекламныйСовет России.В 1995 г. был основан Общественный советпо рекламе, который в 2000 г. былтрансформирован в Рекламный советРоссии (РСР) — орган саморегулированиярекламной деятельности.
Членами советаявляются ведущие общероссийскиеассоциации и объединения рекламныхагентств, рекламодателей, СМИ, обществапотребителей и региональные организациисаморегулирования рекламы.
В структурусовета входят комитеты по выработкеэтических норм рекламной деятельностии по рассмотрению обращений и практикеприменения норм саморегулирования изаконодательства.
Основныенаправления деятельности РСР:
• развитиесистемы саморегулирования рекламы вРоссии;
• участие в работепо совершенствованию рекламногозаконодательства;
• координациядеятельности региональных организацийсаморегулирования рекламы;
• предварительнаяэкспертиза рекламных материалов;
• рассмотрениеобращений и прецедентов;
• досудебноеразрешение споров и конфликтных ситуацийв рекламе;
• взаимодействиес российскими и зарубежными организациямисаморегулирования и рекламнымиассоциациями.
Общественнымсоветом был разработан и предложен кдобровольному исполнению «Свод обычаеви правил делового оборота рекламы натерритории РФ».
Естьи множество других организаций, в томчисле в регионах. В 90-х годах XXстолетия в России были созданы первыеобщественные организации, объединившиерекламистов страны.
В числе наиболееавторитетных — Российскаяассоциация рекламных агентств,Национальнаярекламная ассоциация, Международнаяконфедерация обществ потребителей(КонфОП),объединяющая национальные и региональныеорганизации потребителей шести странСНГ — России, Украины, Белоруссии,Казахстана, Грузии, Туркмении.
Несколькослов скажем о международныхнеправительственных организациях.Такиеорганизации имеют большое влияние накоординацию совместных усилий, унификациютребований к рекламе на международнойарене.
Наиболееизвестными и влиятельными из нихявляются: Международная рекламнаяассоциация, Международная торговаяпалата, Международный союз рекламодателей,Международная ассоциация пабликрилейшнз, Международный союз ярмарок,Европейская ассоциация предприятийпрямой рекламы, Европейская ассоциацияорганизаций саморегулирования рекламы(EASA)и др.
Свои международныеорганизации имеют и рекламодатели.Крупнейшая — Всемирная федерациярекламодателей. Рекламодатели объединяютусилия для решения своих глобальныхпроблем. Одним из направлений деятельностиФедерации является разработкамеждународных стандартов по закупкерекламного пространства СМИ.
Источник: https://StudFiles.net/preview/3542465/page:24/
Как закон регулирует рекламу в интернете
Обновлено 16.05.2017 г.
Источники в региональных УФАС сообщают, что центр настаивает на специальном контроле над рекламой, распространяемой в Интернете, несмотря на нехватку кадров, владеющих спецификой веба и загруженностью остальных в оффлайне.
Как закон регулирует рекламу в интернете
Видимо в связи с этим, ФАС России в рамках оказания методической помощи направил региональным управлениям свои разъяснения об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»). Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.
Итак,
Не является рекламой в интернете:
- Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (алкогольные компании могут вздохнуть спокойно — на своих сайтах им можно публиковать ассортимент и другую информацию).
Примеры:
- компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
- эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.
- Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).
Примеры: сайты скидок, купонаторы.
Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.
Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его. А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).
- Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.
Является рекламой в интернете:
- информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
- контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).
Фас выходит в сеть
Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете.
Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на Интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.
Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:
- акт осмотра сайта;
- принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
- архив Интернета (archive.org/web/).
В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И, да — ФАС знает об архиве интернета
Источник: http://mediapravo.com/advertising/kak-zakon-reguliruet-reklamy-v-internet.html