Государственное регулирование рынка интернет-рекламы в РФ

6) Регламентирование рекламной деятельности

Государственное регулирование рынка интернет-рекламы в РФ

Регулированиерекламной деятельности происходит подвум направлениям — государственноерегулирование (детальнаязаконодательная регламентация рекламнойдеятельности) и саморегулирование(общественныйконтроль за соблюдением правил поведенияв рекламном бизнесе).

Государственноерегулирование рекламной деятельности.

Государственноерегулирование – этодокументы, определяющиеосновные формы и правила рекламнойдеятельности, — законы, принимаемыеГосударственной Думой, указы ПрезидентаРФ, постановления Правительства РФ иотдельных министерств, и государственныеорганизации, наблюдающиеза исполнением принятых документов:Министерство по антимонопольной политикеи поддержки предпринимательства (МАП,ныне ФАС – Федеральная антимонопольнаяслужба), отраслевые министерства иведомства.

Основными объектамигосударственного регулирования рекламыявляются:

• рекламнаядеятельность в целом;

• реклама товаров,представляющих потенциальную опасностьдля потребителей;

• использованиенеобоснованных утверждений;

• охрана авторскихправ на рекламные идеи и решения;

• правовая защитатоварных знаков и других форминтеллектуальной собственности;

• реклама, вводящаяв заблуждение, и сравнительная реклама;

• реклама,направленная на детей.

Суть государственногорегулирования рекламы можно определитьследующим образом: минимум государственноговмешательства в рекламную деятельность,за исключением прямых запретов наотдельные виды рекламы табачных изделий,алкоголя и ограничений по распространениюрекламы, направленной на детей и с ихучастием.

Министерство поантимонопольной политике и поддержкепредпринимательства (Указом ПрезидентаРФ от 6 августа 2004 г. переименовано вФедеральную антимонопольную службу) —основной исполнительный органгосударственного регулирования вобласти рекламы.

Основным документом,на котором основывается его регулирующаядеятельность, является Федеральныйзакон «О рекламе» и подзаконные акты,принятые для его практической реализации.

В соответствии с данным нормативнымактом ФАС и его территориальнымуправлениям дано право возбуждать делапо фактам нарушения законодательствао рекламе, издавать предписания опрекращении нарушения законодательства,выносить решения об осуществленииконтррекламы, налагать штрафы нанарушителей и т.д.

Кроме вышеназванногоминистерства вопросами рекламы впределах своей компетенции занимаютсяФедеральная таможенная служба иФедеральная налоговая служба.

Саморегулированиерекламной деятельности

Этодеятельностьобщественныхи профессиональных организацийрекламистов,потребителей, рекламодателей, какотдельных (бывшая Российская ассоциациярекламных агентств — РАРА, КонфОП идр.), так и совместных(Рекламныйсовет России и др.).

Целью многочисленныхрекламных ассоциаций стала борьба снедобросовестной конкуренцией в сферерекламного бизнеса, искоренение лживойрекламы, наносящей вред имиджу всехрекламистов. Организации саморегулированиятакже занимаются консультированиемпредпринимателей по вопросам соответствияих деятельности рекламному законодательству.

В целом органысаморегулирования способствуютгосударственному контролю за соблюдениемзаконодательства в сфере рекламы.

Саморегулированиепредполагает добровольный контрольорганизаций бизнеса за поведением всфере рекламы, основанный не только насиле закона, но и на правилах, установленныхсамим деловым сообществом.

Можно указатьна ряд преимуществ саморегулированияперед госрегулированием: оно мобильнееи быстрее откликается на новые явленияв рекламе; менее формализовано.

Нормысамоуправления подходят к рассмотрениюконкретных вопросов зачастую болеереалистично, чем это делается с помощьюзаконодательства, они могут рассматриватьконкретные действия фирмы с точки зренияне только формальных правил, но и здравогосмысла.

Однойиз основных организаций, действующихв этой области, является РекламныйСовет России.В 1995 г. был основан Общественный советпо рекламе, который в 2000 г. былтрансформирован в Рекламный советРоссии (РСР) — орган саморегулированиярекламной деятельности.

Членами советаявляются ведущие общероссийскиеассоциации и объединения рекламныхагентств, рекламодателей, СМИ, обществапотребителей и региональные организациисаморегулирования рекламы.

В структурусовета входят комитеты по выработкеэтических норм рекламной деятельностии по рассмотрению обращений и практикеприменения норм саморегулирования изаконодательства.

Основныенаправления деятельности РСР:

• развитиесистемы саморегулирования рекламы вРоссии;

• участие в работепо совершенствованию рекламногозаконодательства;

• координациядеятельности региональных организацийсаморегулирования рекламы;

• предварительнаяэкспертиза рекламных материалов;

• рассмотрениеобращений и прецедентов;

• досудебноеразрешение споров и конфликтных ситуацийв рекламе;

• взаимодействиес российскими и зарубежными организациямисаморегулирования и рекламнымиассоциациями.

Общественнымсоветом был разработан и предложен кдобровольному исполнению «Свод обычаеви правил делового оборота рекламы натерритории РФ».

Естьи множество других организаций, в томчисле в регионах. В 90-х годах XXстолетия в России были созданы первыеобщественные организации, объединившиерекламистов страны.

В числе наиболееавторитетных — Российскаяассоциация рекламных агентств,Национальнаярекламная ассоциация, Международнаяконфедерация обществ потребителей(КонфОП),объединяющая национальные и региональныеорганизации потребителей шести странСНГ — России, Украины, Белоруссии,Казахстана, Грузии, Туркмении.

Несколькослов скажем о международныхнеправительственных организациях.Такиеорганизации имеют большое влияние накоординацию совместных усилий, унификациютребований к рекламе на международнойарене.

Наиболееизвестными и влиятельными из нихявляются: Международная рекламнаяассоциация, Международная торговаяпалата, Международный союз рекламодателей,Международная ассоциация пабликрилейшнз, Международный союз ярмарок,Европейская ассоциация предприятийпрямой рекламы, Европейская ассоциацияорганизаций саморегулирования рекламы(EASA)и др.

Свои международныеорганизации имеют и рекламодатели.Крупнейшая — Всемирная федерациярекламодателей. Рекламодатели объединяютусилия для решения своих глобальныхпроблем. Одним из направлений деятельностиФедерации является разработкамеждународных стандартов по закупкерекламного пространства СМИ.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3542465/page:24/

Как закон регулирует рекламу в интернете

Государственное регулирование рынка интернет-рекламы в РФ

Обновлено 16.05.2017 г.

Источники в региональных УФАС  сообщают, что центр настаивает на специальном контроле над рекламой, распространяемой в Интернете, несмотря на нехватку кадров, владеющих спецификой веба и загруженностью остальных в оффлайне.

Как закон регулирует рекламу в интернете

Видимо в связи с этим, ФАС России  в рамках оказания методической помощи направил региональным управлениям свои разъяснения  об особенностях применения законодательства при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо ФАС России от 28.08.2015 года № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»). Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые моменты требуют комментариев.

Итак,

Не является рекламой в интернете:

  1. Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования (алкогольные компании могут вздохнуть спокойно — на своих сайтах им можно публиковать ассортимент и другую информацию).

Примеры:

  • компания, реализующая бытовые товары, размещает у себя на сайте каталог, фото товаров, их описание и цену – Закон «О рекламе» на эту информацию не распространяется;
  • эта же компания размещает свой баннер на другом сайте – Закон «О рекламе» распространяется и на рекламодателя, и на рекламораспространителя.
  1. Информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах-агрегаторах (на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой).

Примеры:  сайты скидок, купонаторы.

Вот это очень спорная позиция. Следуя такой логике, следует выводить из-под действия Закона о рекламе и специализированные рекламные оффлайновые издания.

Скорее всего, комиссия, получив жалобу на нарушение рекламного законодательства в представленной на таком сайте информации, все-таки будет рассматривать ее по существу, выявляя конкретного рекламодателя и привлекая к ответственности именно его.  А сайт-агрегатор, как следует из разъяснений ФАС, не будет отвечать за ненадлежащую рекламу (например, если заявленная скидка на товар не соответствует действительности).

  1. Результаты поисковой выдачи не являются рекламой и не регулируются законодательством о рекламе, потому что такая информация является результатом обработки поискового запроса пользователя и не направлена на формирование и поддержание интереса к какому-либо товару.

Является рекламой  в интернете:

  • информация на сайте рекламодателя или в его группе в соц. сети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер);
  • контекстная реклама (Яндекс.Директ и аналогичные).

Фас выходит в сеть

Не лишним будет напомнить о том, как ФАС будет выявлять ненадлежащую рекламу в Интернете.

Это могут быть мероприятия по систематическому отслеживанию информации на Интернет-ресурсах, обращения граждан и заинтересованных лиц (чаще всего, конкурентов), общественных организаций и других контрольных ведомств (при межведомственном сотрудничестве, например, с Роскомнадзором). В общем, то же самое происходит и в оффлайне. Принципиальная разница лишь в способах фиксирования фактов размещения рекламы.

Сотрудники ФАС вправе фиксировать факты выявления рекламы любыми способами, например:

  • акт осмотра сайта;
  • принт-скрины (терминология ФАС) страниц сайта;
  • архив Интернета (archive.org/web/).

В общем, перечень способов фиксации не ограничен, достаточно будет даже фотографии монитора с открытой веб-страницей. И, да — ФАС знает об архиве интернета

Источник: http://mediapravo.com/advertising/kak-zakon-reguliruet-reklamy-v-internet.html

Военный юрист
Добавить комментарий