Государственное регулирование строительного рынка РФ на федеральном уровне

Особенности государственного регулирования отрасли строительства

Государственное регулирование строительного рынка РФ на федеральном уровне

Знать особенности государственного регулирования отрасли строительства необходимо на фоне развивающегося строительного рынка Российской Федерации.

Последние годы наблюдаются изменение хозяйственно уклада и расширение возможностей субъектов, работающих в этом секторе. От состояния строительного сектора зависит трудоспособность других сфер экономики и уровень жизни населения.

Его контроль представляет собой систему  управления этим видом деятельности при обязательном участии государственных органов.

Государственное регулирование строительного сектора гарантирует совершенствование системы, объединение персональных и общественных интересов для развития экономики, увеличение конкуренции, а также создание баланса между накоплением и инвестиционной деятельностью на основании различных видов планирования и финансирования отрасли из бюджета страны. Ниже рассмотрим, в чем суть государственного регулирования, каковые ее особенности, и какие органы занимаются этими вопросами

Что такое государственное регулирование отрасли строительства?

Регулирование строительного сектора на государственном уровне — вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений.

Государственное регулирование формируется из:

  • Создания единой политики в сфере строительства, жилищного и градостроительного сектора.
  • Нормативно-правового регулирования — градостроительного и технического.
  • Государственного надзора и строительного контроля.

Особенность госрегулирования заключается в создании правовых норм, которые обязательны для всех участников строительного рынка.

В состав инвестиционно-строительного сектора входят следующие «элементы»:

  • Инвесторы (заказчики, строительные компании). В этой категории частные организации, государства, предприятия различных форм собственности и физические лица, которые инвестируют деньги в создание или поддержание строительных объектов.
  • Подрядные и проектно-изыскательные строительные компании, предприятия промышленности стройматериалов или стройиндустрии, а также прочие организации строительного сектора, обеспечивающие воплощение в жизнь инвестиционных проектов. Они осуществляют проектирование, создание стройматериалов, изделий, конструкций и других элементов строительного рынка.
  • Компании различных отраслей народного хозяйства, которые занимаются поставкой товаров, материалов и услуг для остальных участников.
  • Коммерческие и центральные банки, которые производятся расчеты.
  • Информационные или посреднические компании.

  Градостроительный план земельного участка: где получать?

В производственном и жилищном секторе строительства создана мощная сеть государственного регулирования и контроля. На сегодняшний день выделяются следующие формы этого процесса.

Техническое регулирование (ТР)

Задача строительного регулирования заключается в организации стандартов в секторе безопасности и качества, которые бы ни создавали препятствий создателям товаров и услуг на строительном рынке. Это важный момент, ведь изменения в этой сфере приводят к корректировке ценообразования, себестоимости продукции, уровня затрат субъектов деятельности, сертификации.

С правовой позиции задачи технического регулирования заключаются в следующем:

  • Контроль выполнения технических регламентов. Выявление нарушений в этом секторе требует принятия неотложных мер воздействия.
  • Надзор за сферами производственного и жилищного строительства.
  • Защита здоровья и жизни людей, в том числе сохранение окружающей среды.

Государственное ТР в строительном секторе имеет вид аккредитации, организации регистрационных мероприятий, приема готовых сооружений, ввода их в эксплуатацию и решения других задач. Кроме того, техническое регулирование обеспечивает создание и ведение реестра уже реализованных работ в отношении объектов производственного и жилищного сектора.

Задача государственных структур заключается в стимулировании участников строительного рынка на выполнение действующих регламентов. Как следствие, удается повысить качество возводимых сооружений, снизить уровень опасности для жизни/здоровья людей, использующих строительные объекты.

Контроль государства в сфере ТР и ГСН имеет много общего, в том числе в отношении выполняемых функций:

  • Наблюдение. Контролирующие органы используют разные организации из производственного или жилищного сектора в качестве «подопечных». Они берут на себя функцию регулирования и контроля.
  • Сбор информации. В эту категорию входит получение данных о контролируемом объекте и выполнении им действующего техрегламента и требований законодательства.
  • Принятие мер. Если подконтрольные органы нарушили техрегламент или действующие нормы, к ним применяются меры воздействия, а виновные лица наказываются. В частности, органы регулирования вправе создавать реестр нарушителей и привлекать такие субъекты к ответственности.
  • Определение причин, которые привели и появлению такой ситуации, а также принятие мер, исключающих нарушения в будущем. Реализацию задач берет на себя государственная служба статистики, в отчетах которой находят отражение нарушения в строительном (жилищном и производственном) секторе.

Государственный строительный надзор

Не менее важным элементом считается строительный надзор со стороны правительства, который возлагается на органы исполнительной власти и государственные службы. В ряде случаев полномочия переходят к Минобороны РФ. Если объект не попадает в зону влияния упомянутого органа и Ростехнадзора, задачи ТР возлагаются на исполнительную власть.

Существует мнение, что промышленный сектор является саморегулируемым. Это ошибочное представление, ведь здесь работают общепринятые принципы.  В процессе проверки уделяется внимание законности возведения (реконструкции) объекта.

Другими словами, контролируются действия строительной компании. В процессе проверки обращается внимание на технический и правовой сектор проверки.

Уполномоченный орган выполняет следующие задачи — контролирует выполнение действующих норм, определяет правонарушение и меры наказания.

Главной целью является обеспечение прозрачности всех этапов деятельности, обеспечение положительной динамики в развитии строительного сектора, ускорение процесса реализации общих целей. Также надзорные мероприятия подразумевают выполнения следующих задач:

  • Организации строительных работ.
  • Выполнение правил реализации различных мероприятий (монтажных или арматурных).
  • Контроль правильности нанесения покрытий, защищающих от коррозии, а также решение других вопросов.

Чтобы повысить качество работ, в действующем регламенте определен период выполнения проверок, указаны предметы надзора, основания для проведения различных мероприятий, а также критерии включения в реестр. Ряд вопросов касается саморегулируемых органов, от которых также требуется выполнение действующих норм.

Выдача разрешений

Вопросы выдачи разрешений на строительство рассмотрены в земельном кодексе, ГрК РФ, а также правовых и ряде других актов. Полномочия выдачи таких бумаг лежат на местной (исполнительной) или федеральной власти. Здесь многое зависит от объекта проверки.

После окончания строительных работ объект вносится  в реестр. Стоит учесть, что некоторые сооружения не требуют получения разрешения (ст.

36 ГрК РФ) — это территории, которые заняты линейными объектами или участками общего пользования, памятники кульнаследия и другие.

Ранее приемка сооружений, входящих в жилищный сектор, осуществлялась с привлечением специальной госкомиссии. На современном этапе разрешение на ввод оформляется той же структурой, что и разрешение на строительство.

В правовом секторе вопрос регулируется крайне жестко — формируется и заполняется реестр, назначаются ответственные лица. Но проверяющие органы вправе отказать в разрешении на ввод или строительство.

У застройщика, в свою очередь, имеется право подать в суд.

Формирование цен и смета

Государственное регулирование подразумевает контроль в сфере цен и составления сметной документации. Практика такова, что в сфере строительства (жилищного и промышленного) допускаются погрешности в процессе расчетов рабочей силы и применяемого строительного материала. Задача правового регулирования заключается в следующем:

  • Уменьшение отклонений расчетных параметров от реальных данных.
  • Ведение реестра нарушений.
  • Разграничение власти между государственными и местными органами.
  • Установление системы нормативов на федеральном уровне.

В России работу по контролю цен и смет ведет Федеральный центр, который специально создан для решения подобных задач. Он находится в подчинении Минрегионразвития РФ. Действующие меры воздействия позволяют проектировочной организации точно определить лимит финансирования, и на базе полученной суммы принимать решение.

Какие отрасли строительства регулируются?

Как отмечалось выше, государственное регулирование относится к главным секторам строительства — промышленного и жилищного. Суть такой деятельности заключается в систематизации работы уполномоченных структур и защите участников строительного рынка.

В состав государственного регулирования входят следующие типы регулирования — градостроительное, нормативно-правовое, техническое и строительный контроль.

В каждом направлении деятельности имеются индивидуальные нюансы в вопросах разработки правовых норм. Например, госрегулирование в сфере градостроения ориентируется на ГрК РФ.

Здесь все процессы связаны с развитием пригородных и городских участков, в том числе к работе людей на этой территории.

В состав строительного регулирования также входит территориальное планирование, инженерные изыскания, градостроительное зонирование, проектирование, в том числе строительство, реконструкция и ремонт объектов капстроительства. Государственное регулирование в секторе градостроения подразумевает получение строительной фирмой статуса СРО, а также контроль деятельности генподрядчика.

Кроме того, в промышленной и жилищной сфере строительства контролируются отношения, которые связаны с предупреждением ЧС, принятием мер по обеспечению безопасности строительства, а также действий по ликвидации последствий.

Какие органы проводят регулировку?

Функции контроля строительной деятельности лежат на федеральных органах власти. На современном этапе это Минрегионразвития РФ, которое проверяет и реализует государственные решения в сфере строительства. Кроме того, в государственном регулировании участвуют следующие органы:

  • Минобороны РФ.
  • Федеральная служба по атомному, технологическому и экологическому надзору.
  • Федеральная служба охраны РФ.
  • ФСБ РФ.
  • Органы госвласти субъектов РФ.

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/osobennosti-gosudarstvennogo-regulirovaniya-otrasli-stroitelstva/

Государственное регулирование строительной деятельности в рф

Государственное регулирование строительного рынка РФ на федеральном уровне

Государственное регулированиестроительной деятельности представляетсобой управленческую деятельностьгосударства в лице соответствующихуполномоченных органов, направленнуюна упорядочение экономических отношенийв сфере строительства с целью защитыпубличных и частных интересов участниковэтих отношений.

Государственное регулированиестроительной деятельностивключает:

  • Выработку государственной политики в области строительства, градостроительной и жилищной политики,

  • Нормативно-правовое регулирование:

    • Градостроительное регулирование,

    • Техническое регулирование,

  • Государственный строительный контроль и надзор.

Государственное регулированиеосуществляется посредством разработкиправовых норм.

Градостроительное регулирование

Важнейшим из специфическихдля строительства документовявляется Градостроительныйкодекс Российской Федерации, называющийсвоим предметом:

1.Градостроительные отношения —отношения, связанные с деятельностьюпо развитию территорий, в том числегородов и иных поселений, осуществляемойв виде:

 — территориальногопланирования,

 — градостроительногозонирования,

 — планировкитерритории,

 — инженерныхизысканий,

 — архитектурно-строительногопроектирования,

 — строительстваобъектов капитального строительства,

 — реконструкции объектовкапитального строительства,

 — капитальногоремонта, при проведении которогозатрагиваются конструктивные и другиехарактеристики надежности и безопасностиобъектов капитального строительства.

2.Отношения, связанные с:

 —принятиеммер по обеспечению безопасностистроительства,

 —предупреждениючрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера,

 — ликвидацииих последствий –

приосуществлении градостроительнойдеятельности, если такие отношения неурегулированиы специальными законами.

3.Прямо указанные в ГСКРФ отношения,связанные с:

 —приобретениемстатуса СРО,

 —прекращениемстатуса СРО,

 —определениемправового положения СРО,

 —осуществлениемдеятельности СРО,

 —установлениемпорядка осуществления СРО контроляза деятельностью своих членов,

 —применением СРО мердисциплинарного воздействия к своимчленам,

 — порядкаосуществления государственного контроля(надзора) за деятельностью СРО.

Техническое регулирование и стандартизация

Техническое регулирование — это

  • правовое регулирование отношений

    • в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также

  • в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент —документ, которыйпринят ратифицированным международнымдоговором РФ или межправительственнымсоглашением, или федеральным законом,или указом Президента РФ, или постановлениемПравительства РФ, или нормативнымправовым актом федерального органаисполнительной власти по техническомурегулированию иустанавливает обязательные дляприменения и исполнения требования кобъектам технического регулирования(продукции, в том числе зданиям, строениями сооружениям или к связанным стребованиями к продукции процессампроектирования (включая изыскания),производства, строительства, монтажа,наладки, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии со ст.5.1 ФЗ от27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническомрегулировании» особенноститехнического регулирования в областиобеспечения безопасности зданий исооружений устанавливаются Федеральнымзаконом «Технический регламент обезопасности зданий и сооружений».

Стандартизация —деятельность по установлению правил ихарактеристик в целяхих добровольного многократногоиспользования, направленная на достижениеупорядоченности в сферах производстваи обращения продукции и повышениеконкурентоспособности продукции, работили услуг.

Стандарт — документ, вкотором в целях добровольного многократногоиспользования устанавливаютсяхарактеристики продукции, правилаосуществления и характеристики процессовпроектирования (включая изыскания),производства, строительства, монтажа,наладки, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации,выполнения работ или оказания услуг.Стандарт также может содержать правилаи методы исследований (испытаний) иизмерений, правила отбора образцов,требования к терминологии, символике,упаковке, маркировке или этикеткам иправилам их нанесения.

Свод правил — документв области стандартизации, в которомсодержатся технические правила и (или)описание процессов проектирования(включая изыскания), производства,строительства, монтажа, наладки,эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации продукции икоторый применяется надобровольной основе[.

Значительная часть действующейв РФ нормативно-технической документациибыла разработана и принята во временаСССР. 

Лекция 6

Источник: https://StudFiles.net/preview/6334335/page:12/

Военный юрист
Добавить комментарий