Художественное и научное познание: связь и различие

Художественное эстетическое познание: на чем основано

Художественное и научное познание: связь и различие

Каждый, кто приходит в этот мир, рано или поздно сталкивается с таким понятием, как «чувство прекрасного». Мы используем это словосочетание, но зачастую не знаем, откуда оно берется, куда девается и как развивается. Его формирует художественное познание. Что это такое? Разберем далее.

Многие считают, что наука и искусство никак не связанны между собой, так, наука оперирует логикой, рациональностью и точностью, а искусство – абстракцией, образами и метафорами.

В чем-то это и есть правдой, но между этими двумя «параллельными» есть очень сильная генетическая связь. И мало кто знает, что определенные закономерности, которые, казалось бы, присущи лишь искусству, также работают и в области науки. Таким образом, наука тесно зависит от искусства и наоборот.

Каждый индивидуум обладает как логическим мышлением, так и образным. Развивается лишь то, на которое мы делаем больше уклон. И все начинается с эстетического познания.

Художественно-эстетическое познание

Специфика этой отрасли заключается эмоционально-образном окрасе действительности. В этом случае мысль базируется не на логических домыслах решения, а на чувствах и ощущениях.

Само собой, что художественно образное познание тесно связано с искусством. Его место и значение в жизни общества всегда вызывало очень много разногласий.

Таким образом, сформировались разные понятия «что такое искусство?», а также его функции в социуме:

  • Искусство – это подражание природе, функция – неограниченное формотворчество.
  • Искусство – это самовыражение мастера, функция – язык эмоций, чувств.
  • Искусство – это отображение действительности, функция – познание Абсолютного.

Эту цепочку можно продолжать бесконечно, ведь сколько людей, столько и мнений. Основными причинами разногласий в этой области выступают противоположные философские и идеологические позиции, необъективная оценка разных видов искусства, ну и само сложное понимание искусства, как отрасли. Искусство сложно для познания, и эта сложность не признается многими теоретиками.

Психология художественного познания

Влияние предметов искусства на массы уже давно доказано, но его действие зависит не лишь от самого полотна, но и от возможности его познания. Различные трактовки произведений всегда способствуют возникновения вопроса об объективных и субъективных факторах эстетического восприятия.

Практически первой теорией, которая была посвящена процессу эстетического познания, была теория «вчувствования», разработанная немецким психологом и эстетом Теодором Липпсом, жившим в конце 18 века. Его работа была основана на том, что художественное восприятие – это «объектированное само­наслаждение».

Обозначало это лишь одно: эмоциональные реакции, которые возникали у человека в процессе познания предмета искусства, есть реакцией на импульсы, исходящие от этого самого произведения. А наиважнейшим эффектом воздействия стало умение преобразовать посылаемые сигналы в личное тайное переживание.

В основу этой теории положено фантазию и воображение индивидуума, которые способны на мысленной создание идеальной полноценной жизни.

Теория «чувствования» — это не познание предмета искусства, а некий катарсис, который дарит ощущение самозначимостилич­ностной деятельностью.

Чтобы понять, что такое эстетическое познание, необходимо проследить связь между фантазией и эмоцией. Это легко, любой индивидуум может привести пример из своей жизни. Например, если увидеть ночью фигуру человека в пальто, которое висит на вешалке, то тут же появляется чувство страха, хоть на самом деле, это заблуждение.

Такая же ситуация и с искусством – история, которую мы видим на полотне, читаем в книге, проживаем на сцене театра, вымышленная, но слезы зрителя – реальны. Мы воспринимаем все за чистую монету, если у нас развито художественное восприятие («чувство прекрасного»), тогда мы мыслим образами, воображаем и фантазируем.

А когда преобладает логическое восприятие мира, то, увы, слезы не такие горячие, а картинка – далеко не реальна.

Презентация: Познание как деятельность

Так вот, в этом случае задействуется определенный психологический механизм, названный феноменом «допущения». Именно он заставляет человека воспринимать вымышленное, как реальность, а заблуждение – как факт.

В подтверждение этого есть наша жизнь: эмоции возникают как на реальные вещи, так и на воображаемые.

В итоге становиться понятно, что иллюзии в жизни – это и есть жизнь, а грани между воображением и реальностью очень тонкие и хрупкие.

Художественные (эстетические) эмоции – это переживания, которые не требуют действий, они не нуждаются в реализации и практическому воплощению. К примеру, если в реальности сильные эмоции побуждают к действиям, то в искусстве подобное переживание является самодостаточным.

Художественно-эмоциональное восприятие существует само по себе, а насыщение – имеет огромную ценность. Природа этого насыщения, или удовлетворения, описывается в эстетике как катарсис.

К примеру, Платон говорил о том, что катарсис может возникнуть только при художественном переживании противоположных эмоций, например, возбуждения и подавленности.

Особенности художественного познания

С вышесказанного понятно, что художественное мышление может быть присуще любому человеку, а эстетическое познание присуще и музыканту, и ученному. А логическое – может быть свойственно и математику, и социологу, и писателю, и историку. Здесь нет четкого разделения по видам деятельности.

Так, социологи с экономистами постоянно ведут исследования в области закономерности развития человеческого сообщества, а также их влияния на жизнь индивидуумов, психологи изучают закономерности психики человека.

С этого можно сказать, что наука – это та отрасль, которая существует вне морали и является эстетичной, в то время как искусство оценивает все с позиции красоты и добра.

Наука изучает конкретный предмет в разрезе, изображая его односторонне и с практичной точки зрения, искусство желает развиваться всесторонне, изображая не только предмет (героя, ситуацию), но и его характер, поведение, поступки, взаимоотношения с окружающим миром и другие эмоциональные составляющие.

Так, например, в каждом художественном произведении герой имеет фамилию и имя, родословную, определенную историю жизни, которая наталкивает читателя на определенные эмоции, а в науке не учитывают индивидуальность.

Этим и отличается чувственный характер художественного образа от холодного предмета научных исследований.

В то время как ученый, будь-то химик, физик или медик, делает выводы на основе определенных факторов, творцу (писателю, скульптору, художнику) важны случайные элементы и детали, которые служат материалом для эстетического изображения. В связи с этим искусство более наглядно и доступно.

Научную истину куда тяжелее познать, нежели узреть прекрасное в картине. Понимание истины требует немалых знаний в сфере определенной науки, а также понимание ее места в калейдоскопе других дисциплин.

В связи с этим наука никогда не станет той силой, которая заставить человеческое сердце биться быстрее, а ограничивается лишь определенным кругом избранных.

Художественное познание обостряет чувства человека, знакомит его со смыслом понятий «добро» и «зло», «любовь» и «страх». А наука делает всего лишь специалистом в узкой сфере влияния.

По сути, здесь и сравнение не очень уместно, ведь у каждого направления своя задача: наука в лице ученых позволяет открывать новые планеты, расщеплять молекулы и изучать их строение, а искусство: раскрывает характеры и чувства, показывает борьбу наивного Отелло и прекрасные волнующие эмоции Лариной.

Эти две отрасли тесно связаны между собой. Ведь именно благодаря учениям Дарвина появилась эволюционная методика в литературоведении, а Эмиль Золя всячески пытался отследить недостатки своих персонажей на генетическом уровне.

Кроме того, благодаря Жюль Верну была введена в эксплуатацию первая подводная лодка.

Презентация: Развитие познавательных способностей

Ярким примеров идеального сочетания науки и искусства есть Леонардо да Винчи, который был не только талантливым художником и скульптором, но и величайшим изобретателем.

Есть и другие примеры: Софья Ковалевская активно занималась и литературой, и математикой.

Уильям Шекспир, который в своих гениальных произведениях использовал познания с области болезней и отклонений мозга, сто помогло ему шедеврально передать сумасшествие Короля Лира в такой манере, что ни один психиатр не может предъявить претензию.

Эстетическое познание Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр не ограничивал понятие художественного восприятия лишь искусством. Он распространял этот термин и на познание природы, и на изучение самой жизни.

Философ рассматривал, что именно происходит с индивидуумом, когда его цепляет чувство прекрасного и возвышенного, а какой источник этого чувства не имеет принципиального значения.

Еще в начале XIX века в Берлинском университете проводились лекции об эстетическом познании, где она рассматривалась как особый способ восприятия, оттуда и цитата:

«Метафизика чувства прекрасного изучает лишь внутреннюю силу красоты как в отношении субъекта, так и в отношении объекта, который вызывает эту красоту. Именно это заполняет недостающую часть в системе философии и является связующим звеном между метафизиков нравов и природы»

Несомненно, особое мнение выделялось искусству, ведь благодаря силе эстетического духа открывается путь к познанию мира. Но большое место также выделялось природе.

Основная мысль была такая: «Природа всегда пойдет навстречу человеку, она поможет в достижении цели и понимании смысла жизни, природа манит к созерцанию и созидает прекрасное.

Каждая травинка хочет быть замеченной, ведь эти маленькие организмы сами не служат, а нуждаются в разумном индивиде».

Источник: https://tonusmozga.ru/poznanie/nenauchnyj-vid-poznaniya/xudozhestvennoe-esteticheskoe.html

Художественное познание

Художественное и научное познание: связь и различие

Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).

Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны).

В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов.

Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни.

При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство – это грандиозное здание, отдельное же произведение – здание микроскопическое, но тоже завершенное. В науке же ни одно исследование не завершено, оно имеет смысл и ценность в ряду предшественников и последователей. Если науку уподобить грандиозному зданию, то отдельные исследования – это кирпич в его стене.

Поэтому искусство веками накапливает ценности, отсеивает слабое, но хранит великое, и оно сотни и тысячи лет волнует слушателей и зрителей. У науки путь более прямой: мысли каждого исследователя, добытые им факты – это кусочек пройденного пути.

Нет дороги без этого метра асфальта, но он пройден, дорога идет дальше, отсюда так мал срок жизни научного произведения, что-то около 30-50 лет. Такова судьба книг и работ гениальных физиков Ньютона, Максвелла, и даже совсем близкого к нам Эйнштейна.

И знакомится с работами гениев ученые советуют по изложениям современников, так как время обтесывает гениальное открытие, придает ему новую форму, даже меняет черты (в том числе и со сменой культур, как утверждал Шпенглер, см. также [2], стр. 233). В этом надо искать источник различий научного и художественного познания.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве.

Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, – такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Религия (От лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов.

Религия – это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.

Именно так понимали религию многие мудрецы и философы – Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Чем же отличается религиозное познание и научное?

Менее всего религия отражает логическую рассудочность. Более всего она орудие своеобразного, эмоционально-интуитивного и конкретно-образного мироосвоения.

Религия — особый, операциональный способ ориентации в том еще непознанном, странном, таинственном, трудно вербализуемом (воплощаемом в слове, понятии), с чем постоянно сталкивается человек в окружающем мире и в самом себе и что в то же время не может непосредственно осязать, измерить, описать и постигнуть.

Религия выражает стремление непосредственно и осязаемо прикоснуться к «зазеркальному», запредельному, тайному, вечному, изначальному. И в этом смысле — верованием и культом, — она составляет своеобразную, непосредственную философию обыденного сознания, неформализованную и нелогизированную.

Научное познание объясняет мир из него самого, в отличие от религиозных концепций, не прибегая к внеприродным, сверхъестественным силам, в этом их основное различие. Получается, что религия и наука развиваются в противоположных направлениях, т. е.

наука, исходя из отдельных фактов, событий, закономерностей восстанавливает общую картину мира, в то время как религия, исходя из общего представления, пытается объяснить отдельные закономерности, события, факты.

В виду всего приведенного вырисовывается понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-общественного.

Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как единого, гармоничного целого, составляющие которого органично взаимосвязаны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к значительным последствиям глобального масштаба. Задачей науки является воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития представления о правильном использовании потенциала для достижения того или иного результата, удовлетворения желаемого.

Поэтому становится ясна общность, ясно единство науки и религии в процессе становления личности, так же как и их противоположность в воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе.

Таким образом, наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к постоянному движению, т. е.

постоянной борьбе за идеалы, что является причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления, закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться человечество, является одной из основ бытия.

Таким образом, религия и наука дополняют друг друга, так как отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к вырождению существующего. Кроме того, религия может и должна выполнять по отношению к науке, в некотором смысле, регулирующую роль, чтобы неподготовленному индивидууму не передавались знания, которые могут нанести вред окружающим.

Page 3

Невозможно полностью отрицать и игнорировать вненаучные знания. Ведь неспроста все время человеческого существования различные формы вненаучных знаний имели место и были времена, когда они процветали и поддерживались большим количеством людей.

Но в то же время некритическое отношение к вненаучному знанию может привести к расширению его ареала, стиранию границ с научным, а при определенных социальных условиях – к вытеснению «нормального» научного знания и, соответственно, к элиминации критическо-рефлексивного способа мышления.

Подобная ситуация возможна в кризисные эпохи.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией.

Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Кроме научного, существуют и другие формы познания, которые не укладываются в критерии научности.

Это обыденное, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание, так называемые «окультные науки» и т.п.

А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного познания, а должна исследовать и все другие многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000г.
  • 2. Акчурин И.А., Коняев С.Н. Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000г.
  • 3. Философия, наука, цивилизация. Под ред. В.В. Казютинского. М.: Эдиториал УРСС, 1999г.
  • 4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Изд-во: «Лениздат», 1972г.
  • 5. Швырев В.С. Теоретическое и эмририческое в научном познании. М.: «Наука», 1978г.
  • 6. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: АСТ: Олимп, 1997г.
  • 7. Тимирязев К.А. Сочинения. Т. VIII. М., 1939г.
  • 8. Бройль Л. По тропам науки. М., 1962г.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/2535129/filosofiya/hudozhestvennoe_poznanie

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Художественное и научное познание: связь и различие

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.

    )

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч.

    соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)

  • Индукция —(от лат.

    наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

  • Дедукция — (от лат.

    — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).

  • Абстрагирование – (от лат.

    — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.

    )

  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч.

    соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)

  • Идеализация — (от лат.

    образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).

  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Военный юрист
Добавить комментарий