Инновационные направления развития железнодорожного транспорта

Перспективы развития жд транспорта до 2030 г

Инновационные направления развития железнодорожного транспорта
“Я очень рассчитываю на то, что те цели и задачи, которые мы ставим перед собой в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, будут ритмично исполняться.

И только в этом случае мы сможем добиться результата, на который рассчитываем – снижение энергопотребления железных дорог, увеличение протяженности, создание новых участков там, где их раньше не было, но которые крайне востребованы для развития экономики, и все другие позитивные составляющие Стратегии”.

В. В. Путин, Президент РФ

Этапы развития российской жд системы

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года основана на реалистичных положениях и предусматривает 2 варианта модернизации отрасли.

Первый рассчитан на то, что наша страна по-прежнему будет «сырьевым придатком», когда экономика базируется на экспорте энергоресурсов. По такому варианту к 2030 г. грузооборот возрастет в 1,46 раза, а пассажирооборот – в 1,16 (в сравнении с 2007 годом).

Второй вариант рассчитан на инновационный путь развития России, когда львиную долю экспорта составят произведенные у нас промышленные изделия. В этом случае грузооборот увеличится в 1,58 раза, а пассажирооборот – в 1, 33.

В целом, период до 2030 г разбит на два этапа:

  • 2008-2015 гг. (модернизация жд сети);
  • 2016-2030 гг. (динамичное жд расширение).

 По минимальному варианту до 2030 г в России запланировано проложить 16 000 км ж/д полотна.

Перспективные направления развития жд транспорта

Одним из масштабнейших проектов, предусмотренных Стратегией, является строительство жд магистрали – Северо-Сибирской протяженностью 1892 км. Эта дорога пройдет в направлении Нижневартовск – Белый Яр – Усть Илимск.

Вторым по значимости проектом, заложенным в cтратегию развития жд транспорта является прокладка дороги от Полуночного до Надыма (более 1 200 км). Сегодня проект, названный «Урал Промышленный – Урал Полярный» находится в стадии разработки.

Еще в XIX веке строились планы по соединению жд полотном Крайнего Севера по Ямалу, и только сейчас перспективный план позволит осуществить эту задумку – прокладку линии Оская-Бованеково пройдет от Крайнего Севера до берега океана, к порту Харасавей.

Перспективы развития жд транспорта в России предусматривают большие перемены в Восточной Сибири. Уже на первом этапе окончится строительство линии Томмот-Якутск (протяженностью 450 км), а чуть позже – Лена – Ленск (11 тыс. км) и 450 км полотна Хани-Олекминск.

Кроме того, в нашей стране до 2030 г будут построены следующие линии жд магистралей:

    1. Селихин – Сергеевка (1 085 км);
    2. Кызыл – Курагино (460 км);
    3. Сосногорск – Индига (612 км);
    4. Сыктывкар – Пермь (579 км);
    5. Прохоровка – Батайск (748 км);
    6. Селихин – Ныш (582 км) и т.д.

По мнению авторов Стратегии, постройка жд веток, предусмотренных в документе, позволит не только обозначить перспективные планы. Реализация амбициозных проектов – начало новой эпохи по освоению российских земель.

Не стоит забывать, что в перспективе предстоит как прокладка новых, так и модернизация старых дорог с постройкой вторых и даже третьих путей с оснащением их автоблокировкой и электрификацией участков.

Немалая роль отводится прокладке обходных путей крупных жд узлов: Московского, Калининградского, Краснодарского и т.д. Реконструкции подлежат превысившие срок эксплуатации тоннели под Амуром у городов Хабаровск, Облучьинский, Кипарисовский, а также тоннели на Транссибе, Малый и Большой Новороссийский тоннели и т.д.

Такие работы позволят обеспечить безопасность пассажиров и увеличить пропускную способность на отдельных участках дорог.

Подходы и механизмы

С учетом современных реалий, Стратегия основана на принципе «Строит выгодополучатель».

Это означает, что впервые подрядчиком является не определенная частная компания или государство, а один субъект, который от дальнейшей эксплуатации получит наибольшую выгоду, это могут быть: бизнес, ОАО «РЖД», государство, регионы и т.д.

Причем перспективы развития жд транспорта в России предусматривают поэтапное реконструирование действующих линий с учетом их социальной значимости и грузооборота. Приоритет отдадут технологичным жд линиям, которые обеспечат потребности народного хозяйства в перевозках с учетом экономического развития всей страны.

Скорость превыше всего

Перспективы развития жд транспорта предусматривают увеличение скорости подвижного состава до 160-200 км/ч и появление высокоскоросного движения – 200- 350 км/ч.

Огромные российские расстояния экономически выгодно преодолевать за минимальное время.

Для этого предусмотрено, прежде всего, разработка новых Госстандартов по проектированию, строительству и, конечно же, эксплуатации современных жд полотен.

Скоростное развитие железнодорожного транспорта основывается на трех пунктах.
Во-первых, это повышение скорости пассажирских поездов дальнего следования, что возможно лишь при увеличении пропускной способности жд узлов и линий, а также введение в эксплуатацию подвижного состава последнего поколения.

Во-вторых, проведение реконструкции действующих линий, проложенных между большими региональными центрами. В приоритете здесь модернизация существующих путей протяженностью примерно 11 000 км в направлении Центр-Юг (Москва-Адлер).

В-третьих, прокладка собственно высокоскоростных магистралей, где поезда станут перемещаться со скоростью до 350 км/ч. И в первую очередь такая ветка будет проложена между Санкт-Петербургом и Москвой (659 км). В результате подвижной состав будет находится в пути на 2 часа меньше (2 часа 30 минут вместо сегодняшний 4,5 часа).

Для постройки высокоскоростных магистралей инвестиции должны составлять примерно 1261 млрд. рублей (по минимуму, для начала – 565 млрд. руб.). При этом необходимо разработать новую правовую базу, за основу которой рекомендуется взять нормативы стран Евросоюза с последующей адаптацией их под Российские реалии.

Источник: https://transway-ug.ru/perspektivy-razvitiya-zhd-transporta-v-rossii-do-2030-g/

Главные направления в транспортных инновациях

Инновационные направления развития железнодорожного транспорта

Передвижение в пространстве играет ключевую роль в повседневной жизни. Человечество создало транспорт для быстрого перемещения по земле, воздуху и воде людей и различных грузов.

В ходе многолетнего развития транспорта возник некий побочный эффект современного транспорта. Загрязнённый воздух, загруженность автомагистралей, изменение климата и нарушение рельефа земли привели мировую общественность к постановке глобальных проблем и поиску путей их решения.

Транспортные инновации направлены на внесение изменений в эффективность управления транспортом, обеспечение большей безопасности при сохранении мировой экологии.

Что такое транспортные инновации

Транспортные инновации — это внедрение новых знаний, усовершенствование технологий, направленных на решение общественных и экологических проблем, повышение производительности и снижение производственных и временных затрат в транспортной системе.

Направления инновационного транспорта:

  1. Переход транспортной системы на более развитый технологический уровень грузовых и пассажирских перевозок, включающий грамотную автоматизацию, информатизацию и электронизацию всех отделов транспортной системы в связке «пассажиры/грузы — управление».
  2. Уход от автоматизации отдельных процессов к абсолютной автоматизации с целью уменьшения затрат ручного труда и затрат временного порядка. Игнорирование этой задачи снижает прибыль и уменьшает конкурентоспособность из-за низкой трудовой производительности.
  3. Повышение эффективности и снижение себестоимости перевозок.
  4. Создание экологически чистого транспорта, наделённого потенциалом организовывать сверхскоростное движение. Одно из приоритетных направлений.

Инновации в авиации

Авиация делится на гражданскую и военную. Разные цели деятельности, преследуемые каждой из них, определяет вектор развития, в том числе и в сфере инноваций.

Предназначение военной авиации любой страны в том, чтобы обеспечивать безопасность нации. Помимо этого, военное руководство выделяет развитие военной авиатехники и систем управления на ступень выше другой страны как основной цели, ведь от этого напрямую зависит безопасность государства.

Направления инновации в военной авиации:

  • разрабатываются новые типы военно-воздушных судов, направленные на увеличение скорости и дальности полета, с минимизацией риска для жизни экипажа, с более мощным боевым оснащением (комплекс фронтовой авиации ПАК ФА, тяжёлый беспилотный аппарат «Охотник»);
  • совершенствуется система управления авиацией для ускоренной координации полетов (анти-спутниковый комплекс «Нудоль», комплекс для подавления радиосвязи «Тирада-2С»);
  • усовершенствованные судна тестируются в комплексной работе с новейшим боевым оружием (истребители Су-57, оснащенные гиперзвуковыми ракетами увеличенной дальности, бомбардировщик Ту-22М3, оснащенный гиперзвуковыми ракетами «Кинжал»).

Гражданская авиация преследует иные цели. Это и обеспечение безопасной и комфортной перевозки пассажиров и грузов, предполетного и послеполетного обслуживания, и снижение финансовых затрат авиаперевозчиков, сохранение экологического фона.

Для решения этих задач внедряются следующие инновации в транспорте:

  • разрабатываются более мощные, маневренные и многофункциональные типы воздушного транспорта, способные преодолевать длительные расстояния и благополучно выходить из аварийных ситуаций (самолет Boeing 787 Dreamliner, способный выполнять сложные маневры и взлетать почти вертикально);
  • повышается эффективность использования топлива, применяются новейшие технологии расходных материалов. цель — рациональное вложение финансов и уменьшение загрязнения атмосферы (самолет SolarImpulse 2 c 4-мя электромоторами, которые питаются от 17000 солнечных батарей, установленных на всю поверхность 72-метровых крыльев);
  • совершенствуется функциональное распределение пространства внутри воздушных судов (двухпалубный AirbusA380, комнаты для отдыха пассажиров, укомплектованные в части багажного отсека).

Инновации на речном транспорте

Речной транспорт занимает важное место в транспортной системе страны, благодаря низкой себестоимости перевозок и протяженной речной трассе, огибающей сотни российских городов.

Речной транспорт не выдерживает конкуренции, прежде всего, с железнодорожным, так как выполняет те же самые функции перевозок. К эксплуатации речных судов всё больше прибегают при отсутствии другого типа транспорта в регионе или удачного речного сообщения между областями.

Российские жители же пользуются речным транспортом в редких случаях. Отсутствует строгая система управления всеми отделами. С каждым годом всё большее количество речных судов выводят из эксплуатации из-за внушительного возраста.

Производство новых кораблей, барж, паромов, теплоходов и др. имеет очень низкие обороты из-за недостатка инвестиций. Все эти проблемы требуют разработки стратегических решений — введения инноваций.

Направления инновации на речном транспорте:

  1. Организация реновации судов, модернизации и ремонта водных объектов флота на судоремонтных производствах.
  2. Пополнение речного флота новыми судами, преимущественно российского производства, для привлечения инвестиций в отрасль.
  3. Форсированное выведение из эксплуатации устаревших судов, ужесточение мер касательно использования в эксплуатации таких судов.
  4. Модернизация системы управления речного флота, проведение переквалификации среди сотрудников.

Российскими инженерами сконструированы совершенно новые высокоскоростные корабли, эксплуатация которых позволит рационально использовать топливо и увеличивать крейсерскую скорость. Они смогут передвигаться с минимальным сопротивлением водной поверхности, за счёт суперкавитации (образование на поверхности корабля воздушных пузырьков благодаря непрерывному потоку воздуха).

Инновации на ж/д транспорте

Ж/д транспорт остаётся рентабельным среди других транспортных систем для перевозки грузов и пассажиров. Его преимуществами являются: невысокая себестоимость, регулярность, проходимость в различных погодных условиях и высокая грузоподъемность.

Цели, которые преследует ж/д транспорт в своей работе: обеспечение бесперебойной логистики грузовых перевозок, обеспечение безопасности и достойного уровня комфорта пассажирских перевозок — при наименьшем показателе разного рода затрат.

проблема железнодорожной отрасли — в низком уровне качества предоставляемых услуг по сравнению с высокими запросами рынка. Инновационное развитие ж/д транспорта поможет решить эту и производные от неё проблемы.

Основные направления инновационного развития железных дорог:

  1. Обновление парков поездного состава, ремонт и модернизация путей сообщения.
  2. Усиление структуры путевого хозяйства, управления, каналов связи и информации.
  3. Модернизация технических объектов электроснабжения.
  4. Развитие технической базы ремонтных работ подвижных составов.

С целью повышения эффективности в эксплуатации, обслуживании и управлении ж/д отраслью ОАО «РЖД» работает над проектом под названием RFID.

Он заключается во внедрении систем маркировки высокочастотными метками грузовых и пассажирских составов, ж/д путей и транспортных узлов.

Цель инновации — контроль перемещения всех поездов для формирования общей информационной системы с целью слаженной и бесперебойной работы транспорта.

Инновации в автотранспорте

Область автотранспорта больше остальных внедрена в жизнь современного человека. Проблемы транспортной сферы напрямую затрагивают интересы населения. Особенно это актуально в городах.

С ростом городов возрастает и численность автомобилей. Так как это средство передвижения считается одним из основных источников загрязнения атмосферы, то его скопление вызывает глобальные экологические проблемы. Другая сторона — образование пробок и шумозагрязнение провоцирует отток городских жителей на окраины, что сокращает объём налогов.

Направления инновации на транспорте:

  1. Производство экологически чистых автомобилей и внедрение их в эксплуатацию. Развитие сети и снижение издержек на их выпуск.
  2. Координированное использование автомобильного транспорта. Суть заключается в том, чтобы минимизировать количество транспортных средств на дорогах, за счёт аренды одних и тех же автомобилей.
  3. Развитие и внедрение интеллектуальной системы в автомобильном транспорте, с полной или частичной автоматизацией процессов управления.
  4. Введение в эксплуатацию платных дорог для уменьшения дорожных пробок.
  5. Модернизация «высокого интеллекта» в общественном транспорте для систематизированного управления людскими потоками и своевременного удовлетворения потребности в транспортном средстве «здесь и сейчас».

Инновация в сфере транспорта. Создание электромобилей различных комплектаций, в том числе и гибридных. Инновация уже внедрена, но не пользуется массовостью из-за дороговизны транспортного средства, работающего на аккумуляторе, который, в свою очередь, не позволяет передвигаться на длинные расстояния из-за низкой ёмкости.

В целом внедрение транспортных инноваций — очень важный процесс на любом этапе эволюции государства. Это залог успешного развития транспортной отрасли, отвечающего неуёмно возрастающим человеческим и экономическим потребностям.

Источник: https://viafuture.ru/katalog-idej/transportnye-innovatsii

Военный юрист
Добавить комментарий