Интернет-мем – новая единица культурной информации

«Современное»: Доминантный мем. Из каких единиц состоит культура?

Интернет-мем – новая единица культурной информации

В конце XX века биолог Ричард Докинз вышел за рамки свой компетенции и задумался: как опыт и знания консервируются в человеческом сознании и передаются на сотни лет вперед? В каком виде кодируется информация, объемы которой с усложнением мира увеличиваются, а сведения становятся всё противоречивее? Сегодня во многом именно интернет-мемы занимаются компрессией информации и тенденций. Concepture поговорил с экспертом по мемам ради повышения своей и вашей медийной грамотности.

Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген» в 1976 году предположил существование универсальных компонентов культуры – мемов. Но он не был первым: еще раньше мысль о «маленьких психических частицах» посетила академика-психиатра Владимира Бехтерева. В статье «Различные взгляды на природу внушения» он писал:

«…нелишне вспомнить о «психическом контагие», приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но, тем не менее, подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения окружающих лиц, книги, газеты и пр., словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы находимся в опасности быть психически зараженными».

В тех же 70-х социобиологи Эдвард Уилсон и Чарльз Ламсден говорили о «генно-культурной» коэволюции, движущей силой которой был «культурген» – единица проявления психических процессов вроде научения или восприятия. С помощью них человек познает окружающую среду.

Ни Бехтерев, ни Уилсон и Ламсден не развили свои тезисы, так что отцом мемов принято считать Докинза. Сам ученый подчеркивал, что использовал это понятие лишь для иллюстрации силы физического гена и уж точно не выдвигал универсальную теорию эволюции культуры.

Суть и статус меметики

Докинз считал, что всё живое эволюционирует благодаря существованию самокопирующихся единиц. В природе такой созидательный компонент – молекула ДНК, и суть выживания вида заключается в постоянной передаче гена следующему поколению.

Из хаоса мироздания Докинз вытащил подобную гену единицу культуры и назвал её мимом (в русском языке закрепилось как «мем»). Слово происходит от греческого корня mimētḗs, что означает «подобие».

Эти размышления стали основой для новой дисциплины – меметики.

Она не имеет научного статуса, но с объектами её исследования – мемами – мы сталкиваемся каждый день. Речь не только про приколы с лент социальных сетей, а про всё, чьим ядром является идея.

Физик Дуглас Хофштадтер в журнальной дискуссии издания «Scientific American» предложил актуальное название меметики, и вслед за этим ученые из самых разных областей принялись спорить о природе мема: сторонники «интернализма» считали, что мем берет начало в сознании отдельного человека, а «экстерналисты» полагали, что он рождается в культурной среде.

Первый подход затрудняет изучение «культурных генов», так как рождение мема трудно зафиксировать, а работу мозга и психическое состояние невозможно выразить в цифрах (по крайней мере пока). Одна из наиболее значимых работ на эту тему – книга антрополога Роберта Аунгера «Электрический мем».

Социолог Габриель Тард писал, что для того, чтобы общественная система не распадалась, она должна состоять из однородных элементов. В основе любого общества лежит подражание, которое социализирует индивида и контролирует его поведение.

Если вспомнить, что Докинз называл мемы культурными репликаторами, то можно отметить, что мем является передатчиком некого опыта в краткой форме, а значит, тем самым образующим элементом, но только в медиасфере.

В век клипового мышления мемы играют роль вируса, их главная задача – стать трендом.

Многие исследователи сходятся в одном: мем похож на репликатор, он постоянно воспроизводится, атакуя культурное пространство. Тем заразительней природа мема, тем он успешнее.

Докинз считал, что броские и лаконичные долгоиграющие мемы видоизменяются при передаче. Такие единицы информации способны образовывать «мимофонды», или комплексы идей, которые столетиями воздействуют на человечество.

Один из примеров – архетипичные религиозные образы.

С мемами шутки плохи?

Сегодня язык мемов усиливает влияние. Виртуальное и реальное общение сливаются, сетевые коммуникационные приемы перетекают в офф-лайн. Предок интернет-мема – анекдот, но теперь шутка перестает быть только речевой конструкцией и приобретает новые формы. Несомненно, мем имеет много сходств с речевым штампом, но благодаря видоизменению получает новый смысл.

Есть мнение, что из-за мемов происходит смысловое сужение публичного дискурса. Мем может осознанно внедряться в медиапространство ради однозначной маркировки действительности, что освобождает говорящего от полного обоснования своей точки зрения.

Этого вопроса касался Говард Беккер в теории стигматизации: согласно ей, представители влиятельных социальных групп склонны клеймить членов менее влиятельных обществ, из-за этого принято думать, что, например, что в низших классах больше потенциальных преступников.

Наш мозг всё время экономит энергию, поэтому штампы, которые заранее содержат в себе заданный обществом смысл, очень удобны в использовании и как те же микробы проникают в сознание даже образованных людей.

К тому же ярлыки помогают защититься от обилия информации.

Такая конструкция становится новым политехническим инструментом, с которым сложность описываемой ситуации сводится к ярлыку: достаточно вспомнить клише «агенты госдепа» или «партия жуликов и воров».

Источник: https://concepture.club/post/infopoloz/memes-and-modern-culture

Мемы как субкультура: значение для общества всё выше — Интернет и мемы на TJ

Интернет-мем – новая единица культурной информации

Эта статья посвящена интернет-мемам. Если воспользоваться официальной научной терминологией, то мем – единица культурной информации. Она может быть мелодией, картиной или даже жестом.

Этот материал посвящён исключительно интернет-мемам, которые стали во множестве появляться после того, как интернет стал общедоступным.

Самое интересное, что пользователи далеко не сразу поняли влияние мемов и то, что можно с их помощью делать.

Понимание пришло не так давно, термин «интернет-мем» появился лишь в 1993 году, когда в Wired вышла статья Майка Гудвина, посвящённая меметике и интернету.

С течением времени важность интернет-мемов постепенно стали осознавать как обычные пользователи, так и политики с предпринимателями.

Прошло около семи лет после выхода упомянутой статьи в Wired, прежде, чем это осознание оформилось в чёткое понимание того, как можно использовать интернет-мемы в своих интересах.

Специалисты по маркетингу и политтехнологиям стали открыто рассказывать об этом в сети.

Сейчас мемы — мощнейший инструмент влияния на аудиторию, с их помощью можно изменять мнение общества о людях и событиях, делать из важного-неважное, выхолащивая значительность события при помощи смешного мема, либо привлекать внимание к чему-то не очень незначительному, раздувая из мухи слона.

Чтобы проиллюстрировать сказанное, я бы хотел привести два примера использования мемов в политике и технологиях.

Политика

Знаете ли вы о спикере палаты представителей федерального парламента Австралии Бронвин Бишоп? Вряд ли. И в Австралии люди, которые далеки от политики о ней не знали.

Но как-то в одной из газет этой страны была опубликована информация о нецелевом расходовании средств Бишоп.

Вместо того, чтобы ездить по личным делам на своей машине, она арендовала лимузины, яхты и даже вертолёты, используя бюджетные средства.

Бронвин Бишоп выгуливает свою собаку

Читателей той статьи особенно поразило, что путь длиной в 80 километров, который занял бы на автомобиле всего час, Бишоп проделала на вертолёте. Конечно, из точки А в точку Б она добралась очень быстро, но это обошлось федеральному бюджету в 5000 долларов. Сразу после выхода заметок о поведении политика в газетах в сети появились мемы.

Бронвин Бишоп едет на Голд-Кост на выходные

Именно мемы привлекли внимание к проблеме нецелевого расходования средств, множество пользователей начинали интересоваться сутью мема после того, как увидели его в сети, открывая для себя особенности поведения чиновников.

Бишоп пришлось уйти со своего поста.

Что было бы, если дело обошлось статьёй и, скажем, карикатурой, где Бишоп сидит на куче денег? Да ничего, об этом забыли бы уже на следующей неделе после выхода статьи, как это происходит очень часто.

Я привожу этот пример, поскольку он очень показательный. Мемы становятся субкультурой, которая развивается и охватывает всё больше аспектов нашей жизни. Но теперь ещё один случай, уже коммерция.

Бизнес

Я люблю приводить этот пример как идеальный случай коммерциализации мема. Здесь речь идёт о том, что мем стал бизнесом, приносящим сотни тысяч долларов.

Grumpy cat — речь именно о грустном котике. Раз попав в интернет, в одну из развлекательных веток Reddit, фотографии этого котика быстро стали популярными. Потом последовали видео с тысячами и тысячами просмотров.

Владельцы котика оперативно зарегистрировали торговую марку Grumpy cat, создали сайт, аккаунты во всевозможных сетях и стали зарабатывать, причем неплохо.

По оценкам на момент 2014 года их бизнес стоил 100 миллионов долларов.

Всем, кто желает использовать образ котика легально, приходится платить его владельцам. Интеллектуальная собственность и торговая марка, ничего не попишешь.

Самое интересное, что долгое время мем оставался популярным (сейчас он тоже узнаваем, но тренд пошёл на спад), поддерживая, таким образом, бизнес владельцев кота. Это действительно идеальный случай мема в коммерции.

Grumpy cat

Мемы и их создатели как современная субкультура

Хочу подчеркнуть, что интернет-мемы уже давно стали субкультурой, причём не только сетевой. Влияние её выплеснулось за пределы сети и становится всё более значимым. Создателей мемов тоже можно назвать влиятельными людьми.

Ещё не так давно мемы появлялись случайным образом. Кто-то где-то что-то услышал или увидел, придумал, как обыграть и сделал интернет-мем. Если он удачный, его легко понять, то с течением времени становится всё более популярным.

Самый запоминающийся интернет-мем — визуальный. Это картинка или видео. Часто мемы эволюционируют, например, как «Лягушонок Пепе». Вот пример хода эволюции этого мема.

Эволюция лягушонка Пепе

Одна из эволюционных веток — «политическая», направленная против нового президента США Дональда Трампа.

Пепе-Трамп довольно ощутимо повлиял на отношение общества к Трампу, во всяком случае активной части интернет-сообщества.

Существует ненулевая вероятность того, что над образом поработали политтехнологи, сотрудничающие с противниками Трампа. Цель — сделать образ нынешнего президента смешным.

Тот, кто придумал и реализовал эту идею, вне всякого сомнения, влиятельный человек, хотя и неизвестный. Эта влиятельность возможна не только в свете политики, но и предпринимательства. Многие существующие мемы ставятся на службу различным компаниям, принося дополнительные прибыли. Получается, что создатель «коммерческого» мема заработал деньги для себя и для компании, на которую работал.

Влиятельные мемологи (я бы так назвал не только специалистов по мемологии, но и тех, кто мемы создаёт) могут зарабатывать неплохие деньги.

Здесь есть несколько возможностей — работать на кого-то либо делать мемы для себя.

Что касается последнего варианта, то сейчас появились интересные возможности заработка на мемах с использованием блокчейна и криптовалют. В России такой проект реализует MDK.

Чем востребованней и популярней мем, тем больше заработок, всё просто. Отслеживание количества запросов/просмотров мема будет осуществляться при помощи цепочек блокчейна. Авторы смогут быстро получать вознаграждение за свою работу — для этого будут использоваться токены MDK.

Вероятно, в будущем у тех, кто задаёт тон в субкультуре мемов, появится ещё больше возможностей заработать, ведь технологии не стоят на месте. Блокчейн постепенно становится всё востребованней, возможно, именно он и станет частью обновлённой глобальной сети. И одним из наиболее заметных элементов этой сети станут мемы.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать

Источник: https://tjournal.ru/internet/61796-memy-kak-subkultura-znachenie-dlya-obshchestva-vse-vyshe

Единица культурной информации

Интернет-мем – новая единица культурной информации

с. 1

Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.

Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. На основе этой идеи Докинза возникла пока не получившая широкого признания наука меметика.

Концепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα, «подобие»[1].

По мысли Докинза, подобно генам, мемы — это репликаторы (англ.

 replicators), то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Мемы могут размножаться по воле или помимо воли своего носителя.

Для мемов выживание зависит от наличия по крайней мере одного носителя, а успешность воспроизводства зависит от окружающей культурной среды и от наличия такого носителя, который намеренно пытается распространять мем. Информационное содержание конкретного мема также влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован. Мемы могут видоизменяться, комбинироваться и разделяться, чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей-носителей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.

По существу, мемы — это информация, но их функционирование имеет заметные поведенческие проявления.

Считается, что Докинз впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам, хотя Эдвард Осборн Уилсон и Чарльз Ламсден в эти же годы предложили концепцию культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.

Вертикальная передача мемов — это когда человек получает те или иные мемы «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями наставник-ученик.

Примеры мемов, приводимые самим Докинзом — это: мелодии, устойчивые языковые выражения, мода, технология постройки арочных сводов.

Идея мемов рассматривается в известной книге Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание». Мемы в книге рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам СМИ и Интернету, вызывая социально значимые последствия (например: влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию, и прочее).

Комплексный мем (мемплекс)

Мемы часто образуют группы — комплексные мемы, объединяющие несколько мемов для совместного овладения умами носителей и для усиления в борьбе за них. Комплексный мем также называют «мемплексом» (англ. memeplex) — это сокращение образовано от слов «меметический комплекс».

Наилучшим примером комплексных мемов могут служить религиозные или политические доктрины.

Так, можно говорить о том, что христианство является следствием развития христианского мемплекса, в основе своей включающего в себя мемы загробной жизни, греха, молитвы и чудесных исцелений, а на более поверхностном уровне включающего в себя мемы различных религиозных ритуалов, праздников, канонов и догматов. В процессе развития христианского мемплекса он вобрал в себя многие отдельные мемы из языческих религий и отказался от многих изначально существовавших в нём мемов иудаизма. Затем в процессе разделения конфессий (католицизм, православие, протестантизм) верующие ещё изменили, добавили и удалили различные поверхностные мемы, что привело к формированию новых независимых комплексных мемов в пределах основного мемплекса христианства.

Докинз в своей книге «Бог как иллюзия» (2006) подробно рассмотрел религиозные мемы, называя их «психическими вирусами».

Основная статья: Меметика

Концепция и теория мемов развивается в рамках не признанной ещё науки меметики, сторонники которой стремятся выяснить причины возникновения мемов и механизмы их распространения. Меметика также ставит вопрос о степени восприимчивости людей к мемам и о способности разных людей к распространению мемов.

Интернет- и фидонет-мемы

Основная статья: Интернет-мем

С популяризацией общественных компьютерных сетей (сначала Фидонета, затем Интернета) мемы получили новую среду для распространения и легли в основу особого социального явления — интернет-мемов.

Интернет-мемы представляют собой информацию (тексты, ссылки), обычно передаваемую пользователями друг другу прямо через сеть.

Обычно это делается в целях развлечения, но этим же способом может распространяться и другая информация, в том числе провокационного (например, кащенизм) или злонамеренного характера (например, мошенничество через Интернет).

В последнее время, как правило, средой распространения интернет-мемов являются блогосфера и форумы, однако мемы могут также распространяться с помощью веб-пейджеров, электронной почты и выходить за пределы Интернета, например, попадая в СМИ[2] (в таких случаях также используют понятие «медиавирус»).

Заметный общественный резонанс в середине 2000-х годов вызвал интернет-мем «Превед».

Медиавирусы (медиамемы)

Основная статья: Медиавирус

Мемы, помимо прочего, могут распространяться через средства массовой информации. Этот аспект явления изучал американский исследователь СМИ Дуглас Рашкофф, применивший термин «медиавирус» и издавший в 1994 году книгу «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание».

В качестве российского примера медиавируса можно привести получивший популярность проект «Ленин — гриб» Сергея Курёхина, оформленный как интервью в рамках публицистической телепередачи Сергея Шолохова «Пятое колесо» и показанный в эфире Ленинградского телевидения 17 мая 1991 года.

Концепция мема в массовой культуре

Сама концепция мема, в свою очередь, стала частью массовой культуры. Понятия «мем» и «меметика» в том или ином виде встречаются во многих художественных произведениях.

«Вирусы разума» — ключевой элемент сюжета различных научно-фантастических произведений.

Так, в рассказе «Digital to Analogue» Аластера Рейнольдса описывается «меметическая эпидемия», распространяющаяся посредством музыкальных произведений.

В романе «Absloution Gap» этого же автора рассказывается о религиозном движении, члены которого используют биологические вирусы в качестве разносчиков мемов.

Критика

Несмотря на широкое распространение понятия «мем» и соответствующей концепции, мемы остаются непризнанными в широких научных кругах, и меметика нередко подвергается критике со стороны научного сообщества и публицистов.[3]

См. также

  • Список интернет-мемов
  • Письма счастья
  • Мембот
  • Дойч, Дэвид
  • Лена Головач
  • Флешмоб
  • Польский сантехник
  • Фразеологизм

Примечания

  1. ↑ Глава 11. Мемы — новые репликаторы // Эгоистичный ген
  2. ↑ 2.0 в пользу Обамы Лента.ру, 12 июня 2008
  3. ↑ Мемы: мифы и реальность AdvSchoolRu, 12 октября 2009

Литература

  • Докинс Ричард. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. — С. 318. — ISBN 5-03-002531-6 (рус.)
  • Броди Ричард. Психические вирусы. — М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. — С. 192.

Ссылки

  • Memetik und Recht (нем.)
  • Внушение сегодня и 100 лет назад
  • Мем — это «вирус ума»
  • Мемы и медиавирусы — анализ наиболее популярных мемов

с. 1

Источник: http://kilouma.ru/safia/edinica-kuleturnoj-informacii/main.html

Что такое мемы

Интернет-мем – новая единица культурной информации

Привет, друг! У нас для тебя две новости. Первая — мем это не любая смешная картинка в интернете, это даже не всегда картинка и не всегда в интернете. Вторая — мемы это хорошо и полезно.

Так что же такое мем?

Мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Последний критерий является основополагающим, потому что лишь на подражании (репликации) и строится весь механизм возникновения мема.

Как единица культурной информации, мем не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций.

Другими словами, мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

В то же время мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем в частности — не что иное, как вид сетевого фольклора. Да-да. Мем пришёл на смену анекдотам.

Ведь сейчас при встрече или в компании никто не обменивается шутками из сборников, все обсуждают последние мемасы. И мы должны с этим смириться.

Мемы — не плохо! Мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Давай узнаем об этом явлении побольше.

История мемов

Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки.

В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.

Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.

Если у Докинза «мем» — это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение.

Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество.

Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.

Концепция Дугласа Рашкоффа распространяется на период второй половины XX века. Именно тогда, по его мнению, общество перешло в новую эпоху, называемую им «инфосферой». Она даёт благоприятную почву для зарождения и распространения таких явлений, как медиаактивизм, политический пиар, интерактивные СМИ, медиавирусы и т.д.

Вызывая интерес у потребителей медиа и распространяясь, медиавирусы, как утверждает Рашкофф, «способны вызвать серьёзный сдвиг в массовом сознании».

Ещё немного определений

Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.

Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет.

Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема.

Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.

Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста».

Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код.

На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи «Городок».

А как мем с картинкой в виде собаки — зародилось в соцсетях и на портале «Пикабу». Но теперь говоря «Дратути» мы же не имеем в виду Модэста из «Городка». И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому «дратути» — это мем.

Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.

Какие бывают мемы

Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Например, по способу зарождения различают:

  • Преднамеренно созданные (так называемые «форсед мем», которые создаются маркетологами или унылыми юзерами для раскрутки бренда или самих себя)
  • Кооптированные (такие, которые вроде бы возникают спонтанно, но моментально подхватываются заинтересованными сторонами и раскручиваются с какой-либо целью)
  • Самозарождающиеся (абсолютно народное творчество, мем в чистом виде, вирусняк).

По семиотическому признаку мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.

  • Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее.
  • Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд!
  • Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде. Стишки-пирожки, например.
  • Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным (креолизованным) мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент.

Частично к текстовым (скорее, вербальным) мемам можно отнести так называемые смысловые мемы – явления и события, ставшие мемами сами по себе, без семантического представления. Например, нашумевшая в начале 2015 года история с ученицами танцевальной школы в Оренбурге, станцевавшими тверк (эротический танец) в откровенных нарядах «пчелок».

Девушки «прославились» после того, как видео с их танцем попало в интернет, и общественность возмутилась его откровенным содержанием. Выражение «оренбургские пчелки» или «тверкающие пчелки» стало на слуху благодаря СМИ и быстро стало мемом.

Формально источником мема является видеоролик, но сам мем в данном случае – это история, последовавшая за публикацией ролика.

Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы.

Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать т.н.

каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.

Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.

В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.

По стилю можно разделить интернет-мемы на ироничные, демотивирующие или мотивирующие, агитационные и др. По специфике выделяются общие и специализированные (локальные). Носителями последних являются представители различных профессий или субкультур, например, специалисты IT-индустрии или медики, рокеры или любители электронной музыки.

Наконец, по источнику возникновения мема можно рассматривать как прообраз феномена конкретное событие, историю, персону, цитату, конкретную фотографию и т.д.

Мемы-события это такие мемы, как заснувший на церемонии открытия Олимпиады в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев или вице-премьер Дмитрий Рогозин, простреливший себе ногу в тире.

Мемы-цитаты возникают из высказываний публичных лиц: яркий пример – фраза «Дебилы, бл..», принадлежащая министру иностранных дел Сергею Лаврову.

В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов, представленная в статье Александра Горбачева «Все развлечения «».

Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей». В данном случае автор унифицирует понятие мема до его самого распространенного типа – вирусной картинки. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды.

Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий». Или популярные когда-то эдвайсы.

Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).

Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.

Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.

Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).

Интернет-мемы как арт-объект

Если коротко — мемы это современный фольклор.

В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.

Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.

«В нем объединяются элементы постфольклора электронной цивилизации, впавшей в период «вторичной устности»; субкультур сетевого андеграунда; новой «зрелищной культуры» вошедших в массовый оборот отредактированных фотографий, фотомонтажей и видеороликов».

В то же время, по Савицкой, мемы обладают персонализированным характером контента.

Автор приводит в пример такие мемы, как свидетель из Фрязино (групповая фотография напротив Фрязинского ЗАГСа, где изображен пожилой мужчина, резко отличающийся от окружающих хмурым видом и спортивной одеждой), а также видео Harlem Shake (на нем группа подростков танцует необычный танец под американскую песню Harlem Shake).

Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.

На это обращает внимание и А. Ашкеров. Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.

«Мем – это как бы кульминация анекдота, это наиболее живая его часть, это его пружина, которая приводит его в действие», — резюмирует автор.

С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.

Читайте далее: Терминология мемов: макросы, реакции, эдвайсы и фейсы

Источник: https://memepedia.ru/about-memes/

Что такое мем? Возникновение, значение и классификация мемов – BMEM

Интернет-мем – новая единица культурной информации

“Что такое мем?” – вопрос, который задают людей, далекие от Интернета и социальных сетей. На слух слово кажется созвучным с “мэм”, но в данном случае речь идет не о замужней женщине. Мемом считается идея, символ, образ действия, которые так или иначе передаются между людьми, а посредником при этом выступает речь. Даже письма, видео и ритуалы могут считаться мемами.

На чем основаны мемы?

Принцип возникновения мемов строится вокруг подражания или репликации. Говоря о меме, как о единице культурной информации, не стоит привязывать к нему определенную ситуацию, его нужно ассоциировать с универсальным кодом.

Мем – это неотъемлемая частичка искусства. Если говорить об интернет-мемах, то они относятся к виду сетевого фольклора. В наше время люди обмениваются не шутками, а последними мемасами. В мемах нет ничего негативного, они стали атрибутом современности в цифровом сообществе.

Интернет-мемы в роли арт-объекта

Мемы называют фольклором нашего времени. Как говорил Докинз, мемы – это те же поговорки или афоризмы, которые прижились в народном творчестве и стали жанрами.

Интернет-мемы сравнивают с сетевым фольклором. Мемы представляются самодеятельным искусством. Как говорит Савицкая, мемы – это комплексное явление, которое соответствует культуре постмодерна. Мем является кульминацией анекдота, его составляющей и представляет движущую силу.

История возникновения мемов

Исследования над мемами велись зарубежными теоретиками с 1970 года. На основе исследований даже ввели дисциплину, названную меметикой.

В 1976 году ученый из Англии, Ричард Докинз выпустил книгу “Эгоистичный ген”. С тех пор меметика стала зародышем науки.

Концепция меметики подразумевает переход теории Дарвина об эволюции к человеческой культуре. Постепенно идеи становятся культурной информацией.

Другой ученый, работающий над концепцией мема – Дуглас Рашкофф, говорит о поп-культуре, как о воздействии на сознание (в дальнейшем использует слово “медиавирус”). Он развивает идеи Докинза, и считает, что мемы становятся медиасредой.

Разница теорий Докинза и Рашкоффа состоит в том, что Докинз говорит о меме, как о единице информации, которая напоминает ген для генетики, а Рашкофф сравнивает мем со сложным вирусом. Значение медиавируса в том, что медиасобытия сильно воздействуют на общество.

За счет медиасредств меняются взгляды людей и происходит манипуляция мнением. Теория Рашкоффа распространилась во второй половине двадцатого века, когда общество вступило в информационную эпоху.

В это время популярными становятся: СМИ, медиа-активизм, пиар, медиавирусы.

Определения мемов

Мем – единица культурной информации. Это фразы, символы, звуки и изображения, распространяющиеся людьми на основе подражания.

Мемы – это элементы массовой культуры, популярные бренды, строки из песен и знаменитости.

Мемизация – это процесс появления мема, где у каждого из них присутствует создатель и ретранслятор. Источником мема может быть и человек со своими словами или образами, и неодушевленный предмет.

Популярный мем в виде георгиевской ленточки – это символ ленты гвардейцев, который ассоциируется с военной наградой. Создатель мема в данном случае – РИА “Новости”, ретранслятор – это люди, которые носят и передают друг другу эти ленточки.

Сайты, которые основаны на медиавирусах, дают понять, что мем – это знак очищения от контекста. Мемы поясняют всевозможные ситуации. Сленговое “дратути” пошло с передачи “Городок”, после чего мелькало в социальной сети на сайте “Pikabu”. Сейчас слово не соответствует Модэсту из передачи “Городок”. У него данного слова разный контекст, а следовательно, он стал мемом.

Новая вариация мема – интернет-мем. Он такая же культурная единица, только распространяется посредством среды Интернет.

По способу зарождения

Если за критерий отбора взять способ зарождения, то выделяются:

  • форсированные мемы, распространяемые пиарщиками и маркетологами;
  • спонтанные или кооптированные, возникающие случайно и стремительно подхватывающиеся причастной стороной, которая преследует какие-либо цели;
  • самозарождающиеся (элементы народного творчества, мемы в чистом виде, вирусы).

По семиотическому признаку

По способу обозначения, выделяются следующие типы:

  • визуальные;
  • аудиальные;
  • текстовые;
  • смешанные.

Визуальным мемам присуща массовость. К ним относятся смешные картинки, мотивирующие изображения, комиксы и фотожабы, макросы и фейсы.

Аудиальные мемы – мемы, где важно звуковое восприятие. Сюда стоит отнести песни, слоганы и девизы. В пример можно привести фразу из песни “Между нами тает лед”, ставшую “вирусом”.

Текстовые мемы – это всевозможные стихотворения, неологизмы, сочетания слов в текстовом виде. Яркий пример текстового мема – “стишки-пирожки” или мемы-флешмобы из твиттера.

Смешанные мемы используют визуальные мемы, которые связаны с аудиальными, их еще называют вербальными. Как пример – история с танцовщицами из Оренбурга, которые танцевали тверк в костюмах пчел. Это стало вопиющим событием, и приобрело моментальную славу. Формальным источником мемов в этом случае – видео, но сам мем – это история, которая последовала за публикацией видео.

По каналам распространения

В эту группу относятся: средства массовой информации, радио, телевидение и интернет.

По сроку жизни

Они делятся на краткосрочные и долгосрочные. При этом краткосрочные мемы стремительно исчезают, едва успев появиться, чего не скажешь о долгосрочных.

По специфике

Существуют общие мемы и специализированные (специализированные еще называют локальными). Для последних носителями выступают представители субкультур и профессий. Например, к таким относятся медики, рокеры или программисты.

По источнику возникновения

Здесь можно разглядеть прообразы феномена в виде конкретного события, персоны или цитаты, возможно фотографии.

Примером мема-события можно считать Дмитрия Медведева, который уснул на олимпиаде.

Мемы-цитаты появляются тогда, когда фразы принадлежат известным людям. Пример: Сергей Лавров со своей фразой “Дебилы, бл*”.

Где используются мемы?

Мемы стали настолько популярны, что теперь используются во всех сферах жизни: в культуре, литературе, музыке, искусстве, маркетинге и рекламе. Они помогают высмеивать людей или отдельные качества, заставляют задуматься о проблемах в обществе.

За счет мемов стало гораздо легче влиять на людей, доносить до них мысли. Существует гипотеза, что мемы уже представляют отдельный вид искусства.

Виды мемов

Перечислим основные виды мемов:

  1. Абстрактные. Это такие мемы, которые понятны не каждому. Абстрактные мемы сложны для понимания, и иногда сложно рассмотреть в них долю шутки. Иногда они играют на иронии (поджанр – постирония) или же не несут логической мысли.
  2. Мемы с животными. Животные становятся героями Интернета. Зачастую это смешные картинки и видео с животными.
  3. Исторические. Здесь смешно обыгрываются события и знаменитые личности.
  4. Демотиваторы. Демотивационные постеры представляют собой настенные плакаты. Обычно их создание нацелено на атмосферу обреченности или бессмысленности усилий человека.
  5. Классические. Это смешные лица, смайлики и люди, которые выражают разнообразные эмоции.
  6. Мертвые. Это мемы, когда-то бывшие на пике славы. Теперь про них почти забыли.
  7. Современные. Это обычно картинки с текстом или фразы, которые становятся смешным явлением.
  8. Эпичные фразы. Это настолько смешные фразы, которые моментально пробираются в мозг. Примером является фраза: “Это фиаско, братан!“.
  9. Фотожаба. Данный вид основан на изменении картинки или видео в графических редакторах и видеоредакторах.
  10. Локальные. Это мемы, которые не для всех в буквальном смысле. Такие мемы создаются для узкого круга людей, например друзей или коллег.
  11. Музыкальные. Это песни или фразы из песни, которые становятся настолько популярными, что их используют повсюду. Примером такого можно считать мем “Спулае Мулае“.

Каждый вид мема можно условно разделить по структуре:

  • Двусоставные мемы, которые основаны на двухчастотном высказывании. Они состоят из завязки и панч-лайна. Часто сюда относят картинку с обрамляющим текстом. Это могут быть и демотиваторы – обрамленные изображения с подписью, смысл которых направлен на создание чувства безнадежности.
  • Персонажные мемы, характеризующиеся специфическими персонажами. При этом визуальная составляющая играет роль вербальной. Пример, Роберт Дауни-младший, который закатывал глаза.
  • Синтаксические мемы – основаны на повторении структуры текста с прослеживанием некоторых элементов. Так знаменитый афоризм “Бесконечно можно смотреть на три вещи” можно считать мемом, если третью вещь заменить на свою.
  • Ситуативными считаются комиксы и типовые схемы. Например комиксом можно считать квадрат, состоящий из 4 частей, в котором обыгрывается смешная сценка.
  • Компаративные – мемы в которых идет сопоставление от двух и более изображений.

Вывод

Мемы стали частью современного общества. Первоначально они задумывались в роли развлекательного контента, направленного на дикий смех над глупыми или нелепыми ситуациями.

Прошло время, а популярность мемов стала стремительно расти. В этом нет странности, их цель – вызвать улыбку или иронию. Люди начинают больше смеяться над жизненными неудачами и проблемами. Мемы строятся на подражании, представляют единицу культурной информации.

Источник: https://bmem.ru/internet/6868-chto-takoe-mem

Военный юрист
Добавить комментарий