Маоизм и другие течения коммунистической идеологии

Коммунистическая идеология маоизм

Маоизм и другие течения коммунистической идеологии

анархизм фашистский троцкистский маоизм

Маоизм — течение в коммунистической идеологии, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считается официальной доктриной Коммунистической партии Китая, хотя начиная с реформ Дэн Сяопина (с 1978) идеологические установки партии заметно поменялись.

В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе.

Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на Москву, и группы, ориентированные на Пекин (в свою очередь, маоистские организации пережили новый раскол после того, как на путь изоляции вступила Албания Энвера Ходжи). Маоизм утратил популярность на Западе, после того как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

Сами китайские коммунисты (и большинство маоистских групп на Западе) предпочитают употреблять термин не «маоизм», а «философия (мысль) Мао Цзэдуна», себя же именуют «марксистами-ленинистами», утверждая, что Мао не создал своей доктрины, а лишь развил учение Маркса и Ленина.

Процесс формирования маоизма связан с борьбой двух главных тенденций в КПК — интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической.

Маоисты выдвинули идею “национального марксизма”, “китайского коммунизма”, которая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945).

Под вывеской “соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции”, “китаизации марксизма-ленинизма ” мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернациональном характере революционного учения рабочего класса.

Маоизм отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике.

Идеология маоизма впитала многие традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов конца 19 — начала 20 веков: Тань Сы-туна, Кем Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М.

большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистическом движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия (“винтовка рождает власть”, “бунт — дело правое”), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для “организации” революций без учёта революционной ситуации.

маоизм по существу заимствовал троцкистскую концепцию “перманентной революции” и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна.

Маоизм утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы “революции”. Образцом такой “революции” объявлена т. и. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэ-дуна во 2-й половине 60-х годов. Такие “революции”, являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками маоизма, должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

Маоизм фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. Маоизм отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.

В политике вместо пролетарской классовой линии Маоизм прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что “рабочий класс руководит всем”, Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.

Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного хозяйства, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР.

Вопреки ленинизму, маоизм рассматривает бедность, отсталость страны, обездоленность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества.

Заботу о росте благосостояния народа маоизм объявляет “ревизионизмом”, “реакционным экономизмом”, ведущими к буржуазному “перерождению”. Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие военной машины.

В области философии маоизм декларирует приверженность диалектическому и историческому материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматического обоснования политики.

Признавая всеобщность противоречия, маоизм вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М.

непомерно расширяет сферу проявления антагонистических противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистические противоречия — как частный случай антагонистических.

Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механическому противостоянию (“без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного”) и смене мест между противоположностями (“плохое превращается в хорошее”, а “пролетариат — в буржуазию”, “мир превращается в войну, война — в мир”).

В гносеологии маоизму присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредственного физического участия индивида в производственной или политической деятельности. Маоизм упрощает проблемы познания, принижает теоретическое мышление и его познавательной возможности и одновременно сужает сферу общественной практики.

В понимании критерия истины маоизм смыкается с прагматизмом, утверждая: “вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно” (Мао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

Для теории и практики маоизма характерны резкие колебания то в сторону крайне “левого” экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма.

Субъективизм маоизма четко выявляется в тезисе о “необходимости постоянно создавать противоречия”, что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые хозяйственные, политические и культурные проблемы путём организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения “внешней угрозой”, чистками и так далее.

Маоизм стремится сохранить очаги международной напряжённости, сорвать усилия социалистических стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем.

Идеология — смыслообразующая сфера общественных отношений. История духовной жизни человечества свидетельствует, что желание людей иметь идеалы и стремиться к их достижению — неистребимое свойство человека как разумного существа.

Люди во все времена жили, опираясь на представления о том, что их существование имеет смысл, одновременно соединенный с ними и выходящий за их пределы.

«Идеологическое» пропитывает все факторы и формы бытия: собственность и ресурсы; потребности и интересы, стимулы и мотивацию деятельности людей; доминанты, приоритеты; культуру мышления и поведения, стиль общения людей, их мировосприятие.

Без идеологического нет критериев и идеалов в жизни человека и общества, не формируются призвания и настроения, ориентации и программы. Даже в сравнительно устойчивых государствах в самое спокойное и мирное время политики апеллируют к высшим ценностям. Идеологическое формирует то или иное отношение к прошлому и будущему, без чего человек теряет пространственную и временную ориентацию, не способен определить перспективу.

Идеология есть нечто большее, чем ложная теория, а именно, учение, вызывающее к жизни определенную политическую практику, то она, идеология, обладает функцией наделять смыслом действие в пределах, коими охватывается экзистенция.

Во многих случаях именно данная функция идеологии придает проницательность пониманию политических событий. В сфере политики через идеологию воплощаются путем их преломления важнейшие элементы политического мировоззрения и социальной парадигмы.

Через идеологию формулируются конечные основания выбора действия, связанные с философией, целями и интересами той или иной власти.

Хотя идеологии иногда предстают как жесткие системы, которые механистически направляют индивидуальное мышление и поведение, в более типичных случаях они являются гибкими сетями идей, открытых интерпретациям и инновациям индивидуальных и групповых действующих лиц. Двойственная природа идеологии как причинного фактора и человеческого творения означает, что идеологии могут одновременно творить и выражать настроения и предпочтения.

Идеологии не столь долговечны, как религии, но они более лабильны. Они рождаются жизнью и сравнительно легко приспосабливаются к меняющейся социальной ситуации. Они отвечают конкретным потребностям людей в конкретных обществах и в конкретные периоды их развития.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Введение в политологию: Учебник для вузов/ Пугачёв В. П. – М.: Аспект-Пресс, 1998
  • 2. Введение в политическую науку/ Гаджиев К. С. – М.: Логос, 1999
  • 3. Гармоничное гражданское общество / Брындин Е. Г. – Новосибирск: Издатель, 1998
  • 4. Парламентаризм и разделение властей в современной России – М.: ПОЛИС, 1999
  • 5. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России / Кулик А. – М.: Магистр, 1997
  • 6. Политология: Учебное пособие – М.: Центр, 2000
  • 7. Политология для технических вузов: Учебное пособие для вузов / Самыгин С. И. – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2002
  • 8. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры / Трушков В. М.: Диалог, 2001
  • 9. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов / Соловьёв А. И. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/914057/kommunisticheskaya_ideologiya_maoizm

3.4.19 Марксизм-Ленинизм, Маоизм и официальная идеология СССР

Маоизм и другие течения коммунистической идеологии

Марксизм-Ленинизм— учение, представляющее собой марксизм (учение К. Маркса и Ф. Энгельса) в его развитии В. И. Лениным.

Как научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, марксизм-ленинизм интегрирует концептуальные воззрения относительно познания и революционного преобразования мира, о законах развития общества, природы и человеческого мышления, о классовой борьбе и формах перехода к социализму (включая свержение капитализма), о созидательной деятельности трудящихся, непосредственно занятых строительством социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты

·         Учение о решающей роли революционной партии («сознательного меньшинства») в социальных преобразованиях. Акцент на решающем значении субъективного фактора в революции. Критика «стихийности» и «самотёка», а также теория обратного влияния «надстройки» на «базис».

·         Учение о возможности пролетарской революции и построении социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

·         Учение о революционной роли крестьянства (в этом моменте марксизм-ленинизм расходится с Tроцкизмом) при руководящей роли пролетариата и революционной роли национально-освободительного движения. Этот тезис нашел свое выражение в символе «серп и молот».

·         Трактовка современного развития капитализма как империализма.

Маоизм

После XX Съезда и нарастания противоречий между СССР и КНР, сторонники Мао Цзэдуна в международном коммунистическом движении объявляют себя носителями традиций марксизма-ленинизма в противовес обуржуазившейся партийной бюрократии КПСС.

Обосновывая предложенные Мао Цзэдуном теоретические тезисы (критика партийной бюрократии («огонь по штабам») и ставка на аморфные группы революционной молодежи (хунвэйбины)); осознание партизанской войны как единственной революционной практики в условиях колониального и полуколониального государства; акцент на идее культурной революции), маоисты объявляют их творческим развитием марксизма-ленинизма в форме марксизма-ленинизма-маоизма. Среди левых на Западе распространено именно такое понимание марксизма-ленинизма.

Официальная идеология СССР

Конституцией 1977 года марксизм-ленинизм был закреплён официальной идеологией Советского Союза ( Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.

КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.» — Конституция СССР 1977 года)). До этого в конституции СССР 1936 года была формально закреплена роль руководствовавшейся идеологией марксизма-ленинизма КПСС как доминирующей партии ( Статья 126.

 «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» — Конституция СССР 1936 года).

Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени.

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции»). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем.

Источник: https://eurocentrist.livejournal.com/16703.html

Военный юрист
Добавить комментарий