Парадокс Бертрана Рассела: Философия математической логики

«Бертран Рассел – об авторе»

Парадокс Бертрана Рассела: Философия математической логики

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872, Треллек, Уэльс, — 2.2.1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.

В 1919 посетил Советскую Россию. В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Р. перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда — к неореализму. В 20-30-х гг.

, сблизившись с неопозитивизмом, Р. признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции «нейтрального монизма», которая усматривала в понятиях «дух» и «материя» логические конструкции из чувственных данных. В 40-50-х гг. Р. обращается к идеям Д.

Юма; он допускает существование «фактов», которые, в отличие от «опыта», объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философская эволюция Р. соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Р. эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем.

Р. был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.

Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Р. один из парадоксов теории множеств (т. н. парадокс Р.) привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств (см.

также Типов теория) и к последующей попытке сведения математики к логике. В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде «Principia Mathematica» (1910-13) Р. систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики (см.

Логицизм). Р. принадлежит также оригинальная теория дескрипций.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Р., лежат инстинкты, страсти. Р. утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы. В этике и политике Р.

придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль «науки свободного разума». Особенностью этической и общественно-политической позиции Р.

являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике. Р. – один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.

Нобелевская премия по литературе (1950).

Соч.: Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; Our knowledge of the external world…, Chi. – L., 1915; Principles of social reconstruction, L., 1916; The problems of philosophy, L., [1920]; The analysis of mind, N. Y. – L., 1924; Religion and science, N. Y., 1935; Power: a new social analysis, N. Y.

, [1938]; Philosophy and politics, L., 1947; Introduction to mathematical philosophy, L., 1953; The analysis of matter, N. Y. – L., [1954]: Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; Fact and fiction, L., 1961; An inquiry into meaning and truth, L.

, [1967]; The autobiography of Bertrand Russell, v. 1–3, L., 1967-69; в рус. пер. Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Воздействие науки на общество, М., 1952; Человеческое познание. Его сфера и границы, М., 1957; Почему я не христианин, М., 1958; История западной философии, М.

, 1959.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962; Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф.

, Бертран Рассел философ и гуманист, «Вопросы философии», 1972, № 6; Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973, гл. 5; The philosophy of Bertrand Russell, ed. by P. A. Schilpp, L., 1952; Bertrand Russell, philosopher of the century. Essays in his honour, ed.

by R. Schoenman, L., 1967.

И. С. Нарский.

Рассел Бертран, английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма.

Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Автор (совместно с А. Уайтхедом) основополагающего труда по математической логике — «Основания математики» (т. 1–3, 1910-13).

Один из инициаторов Пагуошского движения. Нобелевская премия по литературе (1950).

* * *

Жизнь и труды

Учился и в дальнейшем преподавал в Кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего США. Его первой книгой была «Германская социал-демократия» (1896; русский перевод 1906).

Во время обучения в университете находился под влиянием «абсолютного идеализма» (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой Д. Э.

Муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.

После защиты диссертации по основаниям геометрии Рассел написал книгу о философии Лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей.

Первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге «Принципы математики» (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная «Principia Mathematica» (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком А. Н. Уайтхедом.

Работа «Введение в математическую философию» (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. Его книга «Проблемы философии» (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

Вопросам языка и познания посвящены его книги «Наше познание внешнего мира» (1914), «Исследование значения и истины» (1940) и обобщающая работа «Человеческое познание: его сфера и границы» (1948). В 1920-21 посетил Советскую Россию (итогом этой поездки явилась книга «Практика и теория большевизма», 1920) и Китай. Рассел — автор широко известной «Истории западной философии» (1945; русский перевод 1959) и трехтомной «Автобиографии» (1967-69).

Рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. Он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с А. Эйнштейном выступил инициатором Пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). Сохранился огромный рукописный архив Рассела.

Предмет философии

В произведениях Рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка («логика есть сущность философии»).

Важнейшее качество философии, по Расселу, способность устранять всевозможные парадоксы. В «Истории западной философии» он характеризует философию как «ничейную землю между наукой и теологией»; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.

Основные понятия онтологии и теории познания

Рассел говорил о присущем ему «инстинкте реальности», который допускает наличие в мире «чувственных данных», объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает «единорогов», «крылатых коней» и «круглые квадраты».

Философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. Принципиально важным для Рассела было различение двух видов знания — «знания-знакомства» и «знания по описанию». Первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях.

Элементы языка, подтверждаемые «знанием-знакомством», Рассел называл «именами». «Знание по описанию» вторично. Это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью «обозначающих фраз».

Главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно «обозначающими фразами», например, фраза «автор „Уэверли“» в предложении «Скотт есть автор „Уэверли“» сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. Рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных «обозначающих фраз».

Он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя Пегас порождает «парадокс существования» (тезис о существовании несуществующего объекта). Позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык «соединяется» с миром только с помощью указательных местоимений («это» и «то»), которые «логически суть собственные имена».

Математические и семантические парадоксы

Занимаясь теорией множеств, Рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. Этот парадокс касается особого «класса всех классов, не являющихся членами самих себя». Спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? При ответе на данный вопрос возникает противоречие.

Этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной.

Решение, предложенное Расселом, получило название «теории типов»: множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет «парадокс Рассела» (теория типов был использована Расселом и для решения знаменитого семантического парадокса «Лжец»).

Многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.

Логический атомизм

Рассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. Элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. В атомарных предложениях («это белое», «это слева от того») фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. Таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты.

В молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок «или», «и», «если». Истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений.

По признанию Рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика — австрийского философа Людвига Витгенштейна — и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности.

Рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. Эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике «поздним» Витгенштейном и представителями лингвистической философии.

Философия сознания

В книге «Анализ сознания» (1920) Рассел, вслед за У. Джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию «нейтрального монизма», характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, «дематериализующей материю».

Рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. Материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов.

В психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. В целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у Рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому.

В более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма Д. Юма.

А. Ф. Грязнов

Источник: https://www.bookol.ru/dokumentalnaya_literatura_main/biografii_i_memuaryi/45277/fulltext.htm

«Теории»: Язык, отражающий реальность. Философия Бертрана Рассела

Парадокс Бертрана Рассела: Философия математической логики

Бертран Рассел известен как остроумный писатель (он даже получил Нобелевскую премию). Также он известен как блестящий преподаватель и историк философии. Но мало кто знает, каким философом был сам Рассел, и в чем состояла суть его авторской концепции логического атомизма. Concepture публикует статью, посвященную этой теме.

Чтобы вполне воспринять философские идеи Бертрана Рассела, необходимо учитывать сложившуюся в начале XX века ситуацию в академической британской среде. Эта ситуация была ознаменована напряженной коллизией между эмпириками и идеалистами.

Напомним, что традиционная английская философия, начиная с Фрэнсиса Бэкона, всегда тяготела к эмпирической методологии познания.

И только небывалая в мире философии популярность Гегеля оказала сильное влияние на английскую мысль, заставив её сойти с накатанных рельсов эмпиризма и соблазниться идеализмом. И каким?! Абсолютным.

Английские гегельянцы в лице Брэдли, МакТаггарта и Бозанкета утверждали, что только абсолютные целостности реальны, и что отдельные вещи представляют собой исключительно видимость.

Рассел, заручившийся поддержкой Мура и Витгенштейна, попытался перенаправить тенденции английской философии в традиционное русло гоббсовско-локковско-берклианско-юмовской мысли.

Именно в пику холистским воззрениям английских гегельянцев Рассел создает собственную концепцию, которая получает название «логический атомизм», поскольку основой этой концепции является идея о существовании множества принципиально несводимых к какому-либо началу вещей.

В пылу полемического задора Рассел формулирует не менее радикальный тезис, чем его оппоненты. Только вместо абсолютного идеализма в его философии речь идет об абсолютном онтологическом плюрализме.

Растекаясь мыслию по древу..

В философском становлении Рассела исследователи выделяют 3 периода.

Первый длился с 1890 по 1900 год. В течение этого времени юный Рассел осваивал математику и философию. В этот период Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. Он скорее нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения, нежели продуцирует что-нибудь авторско-оригинальное.

Второй период творческого и интеллеткуального развития Рассела, который считается самым плодотворным и продуктивным, пришелся на 1900-1910 годы. В это время Рассел изучает логические основы математики и в соавторстве с Альфредом Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».

Наконец, в третий и заключительный период своего личностного и философского становления Рассел вступает в сорокалетнем возрасте. С этого момента в круг его интересов, кроме сугубо гносеологических тем, стали входить вопросы социально-политического и культурно-нравственного характера. В этот период, помимо научных работ и монографий, Рассел пишет множество публицистических статей и докладов.

За свою долгую (почти 100 лет) и интеллектуально насыщенную жизнь, Рассел создал огромное количество трудов, посвщенных столь несвязанным между собой темам, как история философии, проблемы религии, политика, педагогика и, конечно же, теория познания. Давая общую характеристику расселовской философии, можно сказать, что её отличает некоторая эклектичность. Но она с лихвой окупается ясностью его слога и точностью его мысли.

Язык мой – враг мой

В то время, когда он создавал свою философию логического атомизма, Бертран Рассел был убежден, что язык, в принципе, способен точно отражать реальность, но для этого мы должны правильно формулировать свои высказывания. Сделать же это возможно только в том случае, если логическая структура языка будет изоморфна структуре мира.

Каким же образом можно сделать структуру языка соответствующей структуре мира? Благодаря логическому анализу языка. Прежде всего необходимо определить отправную точку всевозможных пропозиционных построений. Такой точкой Рассел считал так называемые атомарные предложения.

Атомарные предложения – это предложения, описывающие единичные вещи, их свойства или отношения. К ним можно отнести следующие примеры: «Она красива», «X больше Y», «Это – синий». Позднее Витгенштейн, развивавший идеи Рассела в своем «Логико-философском трактате», в свойственной ему образной манере определил атомарное предложение как «логическую фотографию факта».

Однако язык, которым мы пользуемся в повседневной речи, состоит не из одних только атомарных предложений. Очень часто мы употребляем выражения, которые, если внимательно к ним присмотреться, начисто лишены смысла.

Например, мы говорим «солнце взошло» или «солнце зашло», хотя с точки зрения астрономии – это полная нелепица. Солнце вообще не восходит и не заходит.

Оно неподвижно покоится центре Солнечной системы, а смена дня и ночи обеспечивается движением Земли вокруг него.

Такие образные, метафорические предложения служат исключительно коммуникативным целям и могут быть поняты только в рамках определенной системы устойчивых языковых конвенций. Но такие предложения не отражают реальное положение вещей и поэтому не могут служить средством установления истины.

Рассел предлагает решать эту проблему несоответствия путем логического анализа используемых нами выражений и переформулированием этих выражений в том случае, если они обнаруживают свою некорректность в ходе анализа.

Когда не работают законы формальной логики

Осознав, что реальное положение вещей не соответствует тем представлениям, которые внушает нам устройство языка, Рассел произвел кропотливое логическое исследование последнего и обнаружил три принципиальных затруднения.

1. Закон тождества не всегда работает, даже если слова «А» и «Б» обозначают один и тот же предмет.

Предположим, нас кто-то спросит: «является ли Кафка автором новеллы “Превращение”?» И поскольку все так и есть, кажется, можно безо всякого ущерба для смысла вместо выражения «автор “Превращения”» поставить «Кафка».

Но тогда получится, будто кто-то нас спрашивает «является ли Кафка Кафкой?» А это нелепо. Таким образом, сочетание «автор “Превращения”» не тождественно фамилии «Кафка», хотя и не означает чего-то отличного от Кафки.

2. Закон исключенного третьего также не всегда действует.

Например, если мы скажем: «Нынешний король Франции лыс», согласно закону исключенного третьего, истинным будет либо это высказывание, либо высказываение «нынешний король Франции не лыс», так как третьего не дано. Но ведь «нынешнего короля Франции» вообще не существует, и потому в этом случае оба высказывания оказываются не-истинными.

3. Закон непротиворечия тоже сбоит, потому что отрицание существования чего-либо всегда самопротиворечиво.

Например, в предложении «между сестрами не существует никакой разницы» отрицается существование разницы.

Но как несуществующая сущность (разница) тогда может быть субъектом высказывания? Ведь утверждая, что нечто не существует, мы приписываем несуществование чему-то.

То есть, предметом нашего суждения выступает нечто, а не ничто. Таким образом, утверждения о несуществовании тех или иных предметов противоречат сами себе.

Лейбниц в помощь

Чтобы решить проблему несовпадения языка и реальности, Рассел, как истинный математик, памятуя о совете Лейбница, применяет к языку собственноручно разработанный аппарат логического анализа.

Начинает Рассел с того, что выявляет различные способы отношения знаков к обозначаемым им предметам.

Таких способов, по Расселу, два: 1) непосредственное указание на именуемый предмет, когда обозначаемый предмет чувственно предъявляется и тем самым эмпирически (опытно) закрепляется его связь с конкретным знаком; 2) словесная характеристика предмета по его признакам, когда знак расшифровывается с помощью других знаков, непосредственно отсылающих к реальности. Первый способ определения значения (то есть, связи знака с обозначаемым) Рассел называет «знакомство», а второй – «описание».

Чтобы избежать путаницы, Рассел предлагает также различать «описания» и «имена». Например, «столица Англии» и «Лондон» – это не одно и то же. Почему? Да потому что описание не прямо указывает на объект, а только берет его отдельный признак в отрыве от носителя. Можно понимать значение выражения «человек, открывший форму планетных орбит», но не знать, что этим человеком был Кеплер.

Все ошибки, неясности, двузначности, по Расселу, возникают вследствие неправомерного гипостазирования общих понятий. Фраза «сегодня я встретил человека» для Рассела не имеет никакого смысла.

Ведь в действительности я встретил или мужчину, или женщину, а еще более точно – я встретил конкретного мужчину или конкретную женщину: Павла, который живет на втором этаже в моем подъезде или Марию, которая живет в квартире напротив.

Таким образом, главной заслугой Бертрана Рассела было существенное определение того, что обозначающие выражения сами по себе не имеют значения, они лишь выполняют функцию обозначения в составе некоторого высказывания и только в рамках всего высказывания обретают смысл.

  1. Бертран Рассел «Мое философское развитие»
  2. Бертран Рассел «Наше познание мира»

Источник: https://concepture.club/post/obrazovanie/filosofija-logicheskogo-atomizma

Философия Бертрана Рассела (стр. 1 из 3)

Парадокс Бертрана Рассела: Философия математической логики

Введение

1. Эволюция философии Бертрана Рассела

2. История философии глазами Рассела

3. Язык математики в философии Б. Рассела

4. Философия и литература

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела – это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ – глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной “Истории западной философии”, как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна – Рассела.

Общественно-политическая деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение. В отечественной историографии специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность, пока не существует.

Подавляющее большинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер.

В последние годы интерес к Расселу возрос, и настало время осознать, что “Бертран Рассел – это целый мир, полный многообразия и красок” и “более глубокое освоение его идей, по-видимому, только начинается”.

1. Эволюция философии Бертрана Рассела

Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.

Знакомство Рассела с теориями “новых реалистов” в Гарварде весной 1914 г. стимулировали изучение им “Анализа ощущений и отношений физического к психическому” (1886) Э. Маха. Покорили Рассела работы Джемса “Существует ли сознание?” (1904) и “Эссе по радикальному эмпиризму” (1912).

Своими впечатлениями по поводу этих работ он делится в статье “О природе знакомства” (1914), в которой признательно цитирует Джемса, а также “Анализ ощущений” и “Философские тенденции настоящего времени” (1912) Маха.

Он также находит термин “нейтральные ощущения” в “Учебнике психологии” гегельянца Дж.Ф. Стаута. [1]

В 1919 посетил Советскую Россию.

В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда – к неореализму. [2]

В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции “нейтрального монизма”, которая усматривала в понятиях “дух” и “материя” логические конструкции из чувственных данных.

В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Д. Юма; он допускает существование “фактов”, которые, в отличие от “опыта”, объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям.

На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем. [3]

Рассел был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.

Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде “Principia Mathematica” (1910-13) Рассел систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики принадлежит также оригинальная теория дескрипций.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы. [4]

В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством.

Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль “науки свободного разума”.

Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике. [5]

Рассел – один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.

Нобелевская премия по литературе (1950).

2. История философии глазами Рассела

Апостол Павел говорит: “Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением”[6]. В этом смысле “История западной философии” Рассела не понравилась бы апостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и тому есть ряд причин.

Во-первых, Рассел не был профессиональным историком философии, несмотря на то что именно эта его книга наиболее известна в России. Ее автор не задавался целью последовательно изложить всю философию “от античности до наших дней”, как это делается в учебниках.

Поэтому его книга по истории философии вряд ли может оказаться ценной как учебное пособие; по полноте она, очевидно, проигрывает любому из отечественных учебников советских времен или, например, недавно изданному у нас многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антисери. Но Рассел и не хотел создать учебник.

Он искал в сочинениях великих философов прошлого то, что по-прежнему остается интересным, с чем можно спорить, соглашаться или не соглашаться.

Оставаясь в истории философии “только лишь” великолепно эрудированным дилетантом (интересно отметить, что дилетантизм метафизиков XVII-XVIII веков Рассел подчеркивает как заслугу в противовес “профессорской” философии), английский мыслитель задается вопросом, поставить который не решился бы ни один профессионал: “Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, – просто максимально рафинированная глупость?”. [7]

Во-вторых, Рассел сам был одним из крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков создания философии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги. Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна.

Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии.

Так, например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимо философского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальной личности в защитника собственных взглядов.

Рассел резонно замечает на это: “Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должно быть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либо неправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна.

Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Я предпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чем друг, несведущий в философии”. [8] Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайней мере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствием четкого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это на конкретных примерах.

Исследуя философские проблемы, Рассел позволяет себе высказывать смелые идеи, на которые вряд ли бы решился в теоретической работе. Сама мысль рассмотреть философию как “ничейную землю”, лежащую между верой и наукой, была еретической с точки зрения его коллег-позитивистов.

В-третьих, книга интересна еще и тем, что позволяет открыть нечто новое и в самом Расселе. Ее автор предстает перед нами не только как знаток философии, но и как тонкий и остроумный стилист, глубокий ценитель литературы.

К тому же чисто литературные достоинства украшают любую книгу, даже книгу по истории философии. Несколько цитат могут дать представление об этих сторонах многогранного таланта английского философа и математика: “Об Эмпедокле рассказывалось много легенд.

Полагали, что иногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернул к жизни женщину, казавшуюся мертвой в течение тридцати дней.

Говорят, наконец, что он умер, прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. Как говорит поэт:

Великий Эмпедокл, с пылкой душой, Прыгнул в Этну и изжарился целиком.

Источник: https://mirznanii.com/a/231218/filosofiya-bertrana-rassela

Бертран Рассел: философия | Yes

Парадокс Бертрана Рассела: Философия математической логики

Бертран Рассел родился 18 мая 1872 г. в уэльском Треллеке, Великобритания, в аристократической семье. В 1890 году юноша поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, где сразу показал блестящие способности к философии и математике.

Изначально Рассел увлекался теорией идеализма, согласно которой реальность является продуктом деятельности сознания.

Однако спустя несколько лет после обучения в Кембридже он кардинально поменял свои взгляды в пользу реализма, по которому сознание и опыт существуют независимо от внешнего мира, и эмпиризма, основная идея которого в том, что источник знаний – это полученный из внешнего мира сенситивный опыт.

Ранние интеллектуальные труды Бертрана Рассела были в основном посвящены математике. Согласно отстаиваемой им теории, все математические знания можно сократить до формы логических принципов. Но Рассел одновременно писал на самые разные темы: метафизику, философию языка, мораль, религию, лингвистику. В 1950 г. ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы. 

В философском становлении Бертрана Рассела исследователи выделяют 3 периода творческого и интеллектуального развития:

  1. С 1890 по 1900 год Рассел занимается преимущественно исследовательской работой. В этот период он нарабатывает материал и пополняет содержание своего мировоззрения и достаточно мало продуцирует что-либо авторско-оригинальное.
  2. 1900-1910 годы считаются самыми плодотворными и продуктивными в деятельности философа. В это время он изучает логические основы математики и в соавторстве с англичанином Уайтхедом создает фундаментальный труд «Начала математики».
  3. Заключительный период философского становления Рассела приходится на сорокалетний возраст. В это время в круг его интересов, помимо гносеологических тем, входят вопросы культурно-нравственного и социально-политического характера. Помимо научных работ и монографий, английский мыслитель пишет множество публицистических докладов и статей.

Бертран Рассел вместе с философами Людвигом Витгенштейном и Джорджем Муром считаются основателями аналитической философии.

Аналитическую философию также называют логическим позитивизмом. В ее основе идея о том, что заниматься философией необходимо так же, как и научными исследованиями: с точностью, аналогией, использованием логики и скептическим отношением к гипотезам.

В первую очередь Рассел привлек внимание общества своими резко негативными убеждениями по поводу социальных реформ.

Во время Первой мировой войны он активно высказывал пацифистские взгляды, опровергая саму суть войны, участвовал в демонстрациях протеста.

Во время Второй мировой войны он выступал против политики Гитлера и нацистской партии, отказавшись от своих пацифистских идей в пользу более релятивистского подхода.

Рассел активно критиковал тоталитарный режим Сталина, участие США в войне во Вьетнаме, а также выступал за ядерное разоружение. 

Расселу принадлежит идея «логического атомизма», основной концепцией которого является мысль, что язык можно разложить на более мелкие составляющие, на «логические атомы». С их помощью можно раскрыть сформулированные предположения и точнее определить, является ли оно истинным.

В качестве примера можно рассмотреть предложение: «Король США лысый». Хотя оно само по себе простое, но его можно разложить на следующие три логических атома:

  1. «Король США существует».
  2. «В США один король».
  3. «У короля США нет волос».

Разбирая первый полученный атом, сразу можно заметить его ложность, поскольку известно, что в США нет короля. Следовательно, можно сделать вывод, что все предложение «Король США лысый» ложно. Однако это не означает, что предложение по-настоящему ложное, так как противоположное ему утверждение — «У короля США есть волосы» — также не будет истинным.

Благодаря созданному Расселом логическому атомизму возможно определение достоверности и степени истинности. Это автоматически поднимает вопрос, обсуждаемый философами по сей день: если что-то не является по-настоящему ложным или истинным, то чем оно является?

Одним из важных интеллектуальных вкладов философа в развитие языка стала теория дескрипций.

Согласно идеям Рассела, истина не может быть выражена языковыми средствами, так как естественный язык двусмыслен и неточен.

Чтобы освободить философию от предположений и ошибок, необходима более точная форма языка, логически корректная, построенная на математической логике и выраженная в виде серии математических уравнений.

Стремясь ответить на вопрос, который вызвало предположение: «Король США лысый», Бертран Рассел создает теорию дескрипций. К определенным дескрипциям он относит имена, слова и фразы, обозначающие конкретный объект, например «Австралия» или «этот стул».

Содержащее определенные дескрипции предложение, согласно теории Рассела, представляет собой короткий способ описать группу утверждений в пределах одной серии. По мнению Рассела, грамматика языка затуманивает логическую форму фразы.

В предложении «Король США лысый» объект является несуществующим или двусмысленным, и философ дал этому определение «неполных символов».

Множества Рассел определяет как совокупность репродуктивных органов мужчины или элементов, то есть объектов. Они бывают в том числе отрицательными и состоящими из подмножеств, которые можно исключать или добавлять. Пример такого множества — все американцы. Множество, определяемое отрицательно, – это люди, не являющиеся американцами. Пример подмножества – американцы — жители Вашингтона.

Бертран Рассел произвел настоящий переворот в основных принципах теории множеств, когда сформулировал в 1901 году свой знаменитый парадокс. Парадокс Рассела заключается в том, что существуют множества всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента.

В качестве примера такого множества можно привести всех когда-либо существовавших кошек. Множество всех кошек не является кошкой. Но бывают множества, содержащие себя в качестве элемента. Во множество всего, что не является кошкой, должно быть включено и это множество, потому что оно не кошка.

Если стремиться найти множество всех множеств, не содержащих себя в качестве элемента, и возникнет тот самый парадокс Рассела. Почему? Есть много множеств, которые не содержат себя в качестве элемента, но, согласно их же определению, они должны быть включены в себя. А определение гласит, что это недопустимо. Поэтому налицо противоречие.

Именно благодаря сформулированному парадоксу Рассела стало очевидным несовершенство теории множеств. Если принять любую группу объектов за множество, возможно возникновение противоречащих логике ситуаций.

По мнению философа, чтобы исправить этот недостаток, теория множеств должна быть более строгой. Множеством должна считаться только группа объектов, удовлетворяющая конкретным аксиомам.

Теория множеств до формулирования парадокса стала называться наивной, а ее развитие с учетом идей Рассела получило название аксиоматической теории множеств.

Источник: https://my.funnycucaracha.ru/2019/04/19/bertran-rassel-filosofiya/

Военный юрист
Добавить комментарий