Понятие ноосферы у В.И. Вернадского

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере

Понятие ноосферы у В.И. Вернадского

Изучение биосферы и ноосферы связанное с жизнью в целом, с живой оболочкой Земли, многопланово. В наше время в той или иной степени развиваются концепции, связанные с исследованием жизни на Земле в целом.

Концепция биосферы

Концепция биосферы в терминологическом отношении восходит к австрийскому геологу Э. Зюссу, который в 1875 году и предложил термин биосфера (Biosphare) по аналогии с литосферой, гидросферой и атмосферой.

 Однако основной вклад в развитие этой концепции внёс русский и советский ученый-естествоиспытатель В.И. Вернадский (1863-1945). Основные идеи в области биосферологии Вернадский опубликовал в 1926 году. Согласно его представлению, биосфера напрямую связана с космосом и влиянием даже самой маленькой частицы во Вселенной.

Биосфера представляет собой область земной коры, преобразующая космические излучения в различные виды земной энергии.

Понятие биосферы следует рассматривать как тело, включающее два типа вещества: живое и косное. Совокупность живых организмов составляет живое вещество биосферы.

По утверждению Вернадского понятие организма и понятие жизни идентичны. Следы жизни известны во всех геологических периодах.

На этом основании можно утверждать, что имеется генетическая связь современного живого вещества с таковым прошлых геологических периодов.

 Из того, что средний химический состав земной коры примерно одинаков во всех геологических периодах, Вернадский сделал вывод, что масса живого вещества была примерно одинаковой на протяжении всей истории Земли.

Жизнь на Земле не случайное явление

Жизнь нельзя рассматривать как случайное явление на земной поверхности, так как в земной коре она выполняет важнейшую функцию – обеспечивает определённое химическое равновесие.

Благодаря собственной внутренней энергии жизнь стремится захватить всю поверхность планеты. Это растекание жизни обеспечивается путём размножения организмов, которое в глобальном отношении заключается в «переносе химических элементов и в создании из них новых тел».

Вернадский представил это растекание жизни в формулах и числах.

Так, скорость передачи жизни для каждого вида имеет своё значение и она обеспечивается особенностями механизма размножения, а также размерами и свойствами планеты.

Живые существа характеризуются геометрической прогрессией размножения, которая ограничивается внешними факторами. Темп размножения также находится в отрицательной зависимости от размера организмов.

Учитывая эти соображения скорость передачи жизни можно выразить зависимостью между:

  • площадью поверхности Земли
  • показателем прогрессии размножения данного вида
  • количество особей данного вида при максимально возможной плотности его населения.

По подсчётам Вернадского скорость передачи жизни колеблется в пределах от 0,09 см/с для индийского слона до 33100 см/с для бактерий.

Бактерии за один час могут распространиться на 1190 километров.
Энергию жизни в биосфере также можно подсчитать количественно.

Человечество также входит в состав и понятие биосферы. В последнее время человеческая деятельность начинает охватывать всю планету, т.е. человечество выступает как геологическая сила, преобразующая лик Земли. По мысли Вернадского появление человечества на Земле и сколько людей всего жило на Земле не является случайным, поэтому необходимо осознать его функцию в биосфере.

Концепция ноосферы

По мнению Вернадского, функцией человечества является перевод биосферы с помощью научной мысли и человеческого труда в новое состояние – ноосферу.

Вернадский не разделял пессимизма в отношении будущего: «в настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества».

Ученому представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающую связь – биосфера и ноосфера.

Сейчас научная мысль живёт под резким влиянием ещё не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания. В этом контексте он научную мысль противопоставлял философской и религиозной мысли, с чем невозможно согласиться в современный 21 век.

Приведу длинную цитату, характеризующую представление Вернадского о способе перехода и зависимость – биосфера в ноосфера:

«Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, размножением его и его культурой живого вещества в биосфере, – должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на неё давление. Ибо этот рост связан с количеством прямо и косвенно участвующего в научной работе быстро увеличивающегося живого вещества. Этот рост и связанное с ним давление всё увеличиваются благодаря тому, что резко проявляется действие массы создаваемых машин, увеличение которых в ноосфере подчиняется тем же законам, как и размножение самого живого вещества, т.е. выражается в геометрических прогрессиях. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума».

Что такое понятие ноосферы

Итак, понятие ноосферы создаётся при помощи машин, поэтому сетование некоторых критиков Вернадского, что вместо ноосферы создаётся техносфера, не аргументировано. Надо заметить, что некоторые мыслители рассматривают термины биосфера и ноосфера, техносфера как синонимы, что не похоже на представления Вернадского.

Часто критика представлений Вернадского обусловлена тем, что сам термин и понятие ноосферы трактуется в его буквальном смысле – как сфера разума.

Ноосфера – стадия развития где определяющим фактором является РАЗУМ.

С этой точки зрения ожидается, что биосфера и ноосфера должна представлять некую разумную оболочку, разрешающую проблемы человечества, способствующую достижению всеобщей гармонии.

Вернадский же трактовал ноосферу как земную оболочку в геологическом смысле направленную на более широкое вовлечение в биосферный оборот косного вещества.

Но также трактовка ноосферы как естественной стадии развития биосферы и научной мысли как движущей силы этого процесса уязвима для критики.

Так, Вернадский рассматривал человечество как единое образование, которое ведёт себя в геологическом процессе как целое по отношению ко всему живому населению Земли. Он аргументировал одинаковые формы познания и целостность человечества способностью всех народов к перениманию технических новинок вроде телефона, радио, самолётов.

Человек создает ноосферу

Производя полную реконструкцию живого покрова Земли, человечество изменяет не только состав его живых частей, уничтожая одни виды организмов и биоценозов, разводя, одомашнивая и видоизменяя другие, но подвергает коренной перестройке и его биокосные части – почвы и воды – и создаёт сложную систему новых неживых частей живого покрова – создает ноосферу.  В результате такой деятельности должна усовершенствоваться организация живого покрова, возрасти количество используемой энергии и масса задействованного вещества, увеличиться обмен между частями живого покрова. Вполне очевидно, что результаты этой человеческой деятельности аналогичны тем, о которых пишут ученые. У Вернадского действующим фактором является научная мысль, которая задействует человечество в качестве средства для повышения его эффективности и человек, который создаёт предметы личного пользования для улучшения своей организации, а сооружения общественного пользования – для улучшения организации биосферы.

Итак, переход биосферы в ноосферу Вернадский представлял как естественный и детерминированный процесс. И тут следует напомнить, что программа написания книг по данной тематике пришла к нему во время болезни сыпным тифом в начале 1920 года.

В своих ярких озарениях или видениях учёный видел также создание Института живого вещества в США.

Хотя Вернадский после болезни проработал почти всё время в СССР, а не в США, и были некоторые изменения в программе, но её суть – превращение биосферы в ноосферу, очевидно, осталась без изменений.

Это говорит о том, что в учении Вернадского о биосфере и ноосфере не было никаких различий между западным капитализмом и советским социализмом – они были вовлечены в один и тот процесс глобализации. Современный процесс глобализации усилил воздействие различных факторов мирового значения.

Использование предложений – это один из самых лучших способов общения друг с другом.

Когда мы пишем, мы строим различные независимые и зависимые предложения, которые затем группируются в абзацы и в конечном итоге составляют эссе или более длинные сочинения. Что такое предложение? Это группа связанных слов.

Существует несколько различных типов предложений, которые могут быть использованы для письменного повествования. В повествовании может …

Читать далее »

Сегодня Интернет стремительно распространился по всему миру и оказал влияние на жизнь миллионов людей в том числе и на библиотеки.

И вот почему: За последние несколько десятилетий в интернете появилось множество новых и интересных информационных сервисов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Компьютерные и коммуникационные технологии революционизировали весь мир информации и проникли в области, выходящие за рамки библиотек, трансформируя …

Читать далее »

История ислама отмечает, что перед рассветом исламской цивилизации на Аравийском полуострове была эпоха полного невежества – период джахилии. Это было время невежества и анархии в религиозной и общественной жизни мира.

Политическая, социальная и культурная жизнь, сложившаяся у народов Аравийского полуострова, была разрушена варварами. Социальный и религиозный порядок, организованный иудаизмом, христианством и зороастризмом, распался.

Мораль упала до низкого уровня, коррупция, нетерпимость, …

Читать далее »

Психометрический тест представляет инструмент который чаще всего используется работодателями, как часть процесса отбора.

Они полагают, что такие тесты значительно помогают им в обеспечении точной оценки того, готов ли человек делать требуемую работу и соответствует ли характер человека определенной должности.

Психометрические тесты существовали с начала девятнадцатого века, хотя попытки измерить различия между психологическими характеристиками людей можно проследить до Гиппократа примерно в …

Читать далее »

Поскольку нынешнее население мира составляет около 7,7 миллиарда человек, очевидный вопрос заключается в том, сколько людей может выдержать Земля? Ответ зависит от того, что большинство из этих 7,7 миллиардов человек имеют гораздо более низкий уровень жизни, чем тот который они желали бы. Влияние богатства и технологий на количество людей Очевидно, что существуют физические пределы того, сколько людей может выдержать Земля …

Читать далее »

История развития науки о питании началась от первого древнеегипетского мудреца, почитаемого богом медицины Имхотепа, который выступал об использовании пищи в качестве лекарства около 6000 лет назад.

Другие традиционные китайские учения Желтого Императора Хуан-ди около 2500 г. до н. э.

и индийской аюрведической медицины также подчеркивали важность определенных диетических моделей, продуктов питания и напитков, а также растений с лекарственными свойствами для …

Читать далее »

Перед тем, как выбрать телевизор, необходимо определиться где он будет располагаться, оценить габариты помещения. Это является одним из главных критериев, поскольку от этого зависит параметр диагонали, предполагаемое расстояние для просмотра каналов.

Виды экранов Мировые бренды техники изготавливают различные модели ТВ следующих размеров: маленький; средний; большой. Оптимально качество картинки обеспечивает второй тип телевизоров.

Третий зачастую показывает слишком масштабное изображение, которое окинуть …

Читать далее »

Любой бизнес требует наличие команды специалистов. Правильное распределение обязанностей и добросовестное их выполнение является гарантом успеха.

Бухгалтер часто становится вторым по значимости человеком в компании, поэтому как стать бухгалтером актуальный вопрос.  Именно он занимается всеми денежными операциями и следит за порядком в финансах.

Востребованность профессии на российском рынке труда сложно преувеличить. Более 6 тысяч вакансий по данному направлению, работодатели предоставляют …

Читать далее »

Почему учителя в детских группах и садиках чаще всего используют для обучения основам игры? Потому что так проще завлечь ребенка, но также, такой способ подачи информации более интересный.

Это актуально не только для детей. Практика обучения с помощью игр активно используется на актерских курсах и других профессиях, связанных с творчеством. Красноречие – тоже своеобразное искусство.

Поэтому использование игровой практики обосновано, …

Читать далее »

Геоморфология – наука о формах земной поверхности.

Первоначально геоморфология была связана с разгадкой истории развития рельефа, но теперь она связана с пониманием процессов, которые создают рельефы и как эти процессы работают.

Во многих случаях геоморфологи пытались смоделировать эти процессы, и в последнее время некоторые из них приняли во внимание влияние человеческой деятельности на земную кору и процессы в целом. В …

Читать далее »

Атом – основная единица элементов. Состав атома и его строение определяет различные свойства элементов. Например, состав атома кристалла кремния будет отличаться от структуры, что представляет, например, вещество уран.

Слово “атом” происходит от греческих корней “а”(без) и “том” (вырезать) что означает «неделимый». Вплоть до 20-го века атомы считались минимально возможными частицами.

Структура атома Ядро является центральным, очень плотным компонентом атома. Оно …

Читать далее »

Смог является одним из видов загрязнения воздуха.

Это комбинация вредных загрязняющих веществ (часто появляющихся относительно низко к Земле в виде желто-коричневой дымки), которые вводятся в атмосферу как естественными, так и антропогенными процессами.

Смог еще описывается как смесь дыма и тумана, отсюда и название “смог”— но сегодня это явление имеет более конкретное определение и состав. Термин был впервые введен в 1905 …

Читать далее »

Источник: https://v-nayke.ru/?p=11727

Суть учения В. И. Вернадского о ноосфере

Понятие ноосферы у В.И. Вернадского

Длительный процесс развития живых организмов на Земле приводит к качественным изменениям самой биосферы. В $1927$ году французский ученый Э. Леруа предложил термин «ноосфера». Он был знаком с В. И. Вернадским и посещал его лекции.

Леруа считал, что ноосфера – это нынешний геологический период развития биосферы. Он утверждал, что пришел к такой точке зрения вместе со своим другом и коллегой П. Т.

де Шарденом, который в дальнейшем разработал собственную теорию о ноосфере.

Де Шарден считал, что ноосфера – это «новый мыслящий слой, зародившийся в конце третичного периода, который формируется над миром животных и растений вне биосферы и над ней».

Но что же представляет собой ноосфера вообще? В конце $20$-х годов $XX$ века было сформулировано такое определение:

Определение 1

«Под ноосферой следует понимать сферу взаимодействия природы и общества, в которой разумная деятельность человека становится главным фактором».

Учение В. И. Вернадского о ноосфере

В. И. Вернадский, продолжая развитие теории о формировании биосферы, вкладывал в понятие ноосферы материалистическое наполнение. Он считал, что человек, как часть природы, должен подчиняться ее законам, а не стараться изменить их. Поэтому человечество должно учитывать природные закономерности в процессе развития общества и среды.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сначала Вернадский считал ноосферу особой оболочкой разума, которая развивается над биосферой. Но позже он пришел к выводу, что:

Определение 2

Ноосфера – это новое состояние биосферы, в котором умственная разумная деятельность человека станет определяющим фактором ее развития”.

Он указывал, что биосфера переходит в свое новое состояние – ноосферу – под воздействием научной мысли и человеческой деятельности. Человечество все больше стало отличаться от других составляющих биосферы как новая биогенная природоформирующая сила.

Благодаря научной мысли, воплощенной в достижениях науки и техники, человек способен осваивать те части биосферы, куда раньше он не мог проникнуть. Для ноосферы характерна тесная связь законов природы и социально-политических факторов общества.

Она основана на научно обоснованном рациональном использовании природных ресурсов, которое предполагает восстановление кругооборота вещества и потока энергии. Характерной отличительной чертой ноосферы является экологизация всех сфер человеческой жизни.

Это предполагает формирование у человечества экологического мышления и экологического сознания.

В результате оценивания роли человеческого разума как планетарного явления, В. И. Вернадский сформулировал основные положения своего учения.

  1. Развитие науки является решающей силой, которой человек изменяет биосферу, в которой сам обитает.
  2. Изменения биосферы это неизбежное явление. Оно происходит параллельно с обогащением научными знаниями.
  3. Изменения биосферы не зависят от воли человека. Это – процесс.
  4. Средой обитания человечества является организованная оболочка – биосфера. Поэтому постепенные изменения в ней в результате научной деятельности человека, как решающей силы, является закономерным процессом перехода биосферы в ноосферу.

Основные признаки ноосферы

После Вернадского в науке накопился обширный фактический материал о биосфере и производственной деятельности человека. Были сформулированы основные современные признаки ноосферы:

  1. Увеличение объема добычи полезных ископаемых. Ныне он превышает в пять раз объем горных пород, которые переносятся реками в результате речной эрозии.
  2. Массовое потребление органических веществ, образованных благодаря фотосинтезу в прошедшие геологические эпохи, приводит к неминуемому увеличению концентрации углекислого газа в биосфере. Одновременно уменьшается содержание в ней кислорода.
  3. С появлением человека происходит рассеивание энергии в ноосфере, а не ее накопление.
  4. В ноосфере в массовом масштабе образуются новые вещества, не характерные для природы.
  5. Развитием современных технологий и ядерной энергетики привело к появлению новых трансурановых химических элементов.
  6. В результате научно-технической революции ноосфера вышла за пределы биосферы . Человечество начало осваивать околоземное пространство и Солнечную систему. Ведутся разработки по возможности создавать искусственные экосистемы на других планетах.
  7. Наша планета переходит планеты в новое качественное состояние в связи с образованием ноосферы. Ноосфера превращается в сферу Солнечной системы.

Место человека в природе

Но не стоит забывать, что окружающая нас природа – очень хрупкая система. Философы давно пытаются определить роль человека в природе – раб или господин. Можно утвердительно ответить в обе стороны.

Замечание 1

Несмотря на всю индустриальную мощь, человечество не стало независимым от окружающей природы. Изменяя ее, человек вынужден одновременно охранять и возрождать окружающую среду. Мы должны использовать природные закономерности в своих интересах, не нарушая природного равновесия. Достичь этого возможно только в рамках всемирного сотрудничества.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/bioticheskie_elementy_sredy_i_vzaimootnoshenie_organizmov/sut_ucheniya_v_i_vernadskogo_o_noosfere/

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Понятие ноосферы у В.И. Вернадского

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше.Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц.

А заслуга же В.И. Вернадского  в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности.

И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И.

Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы.

Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.

Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли.

Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда.

Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду.

По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”.

Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.

В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой.

Гармоничная взаимосвязь  всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания.

Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества.

Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние.

И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований.

И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/uchenie-vernadskogo-o-noasfere.html

Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере

Понятие ноосферы у В.И. Вернадского

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

История появления термина

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году.

За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).

Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей.

Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека – и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И.

Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: “Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?” Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере.

И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется).

Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть).

Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы.

Концепции ученых-последователей

Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д.

Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке.

В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно.

Одним из возможных критериев наличия ноосферы – по версии современных ученых – может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Связь ноосферы и человека

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом).

Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным.

Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир.

Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Антропосфера и техносфера

Теория ноосферы в работах ряда ученых тесно переплетается с двумя другими терминами. Во-первых, это «антропосфера». Понятие обозначает роль и место человека, а также его деятельности в пространстве.

Антропосфера – это совокупность материальных сфер жизнедеятельности планеты, за развитие которых отвечает только человек. Во-вторых, это «техносфера». Есть две трактовки сущности термина.

Согласно первой, данное явление – это частный случай трактовки антропосферы.

Техносфера – это совокупность областей жизнедеятельности человека, в которых задействуется техника. Это может быть как сама планета, так и космос.

Согласно второй трактовке техносфера – это тот участок биосферы, который изменяется по причине технологического вмешательства человека.

Есть, кстати, группа ученых, которые отождествляют техносферу и ноосферу, а есть исследователи, в понимании которых техносфера – промежуточное звено между биосферой и ноосферой.

Ноосферное мышление

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности.

Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи.

Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

Ноосферное образование

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера.

Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования.

Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

Концепция Тейяра де Шардена

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя.

Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Учение о ноосфере тесно связано с биосферой. Как было сказано выше, переход о одной сферы в другой может происходить в режиме особой эволюции. Согласно распространенному определению биосфера – это система, которая обеспечивает жизнедеятельность планеты.

В ней обитают живые организмы, их деятельность влияет на оборот различных элементов и химических веществ.

В ходе естественной эволюции биосфера подготовила плацдарм для появления человеческой цивилизации: люди получили в пользование сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые.

В ходе развития, в свою очередь, человеческой цивилизации, они приобрели инструменты, при помощи которых получили возможность влиять на биосферу. В среде ученых есть версия, что некоторое время это влияние было несущественным – потребности людей составляли не более, чем 1% от ресурсов биосферы.

Но по мере увеличения этой цифры развивался дисбаланс: биосфера постепенно теряла способность обеспечивать человека всем необходимым полностью. Люди столкнулись с необходимостью получать то, что не могла дать биосфера, самостоятельно.

И когда этот объем самообеспечения будет таким, что человек перестанет пользоваться ресурсами биосферы, тогда и появится ноосфера.

Значение учения о ноосфере для науки

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля.

Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем.

Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции.

Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

Источник: https://FB.ru/article/146892/chto-takoe-noosfera-uchenie-vernadskogo-o-noosfere

Военный юрист
Добавить комментарий