Правила поведения в кабинете Химии

Техника безопасности на уроках химии: правила поведения в кабинете химии для учащихся

Правила поведения в кабинете Химии

Школа. Непоседливые ученики. Даже в старших классах дети остаются детьми. Поэтому особенное внимание нужно уделить тому, чтобы ими соблюдались правила техники безопасности на уроках химии, поскольку на данном уроке проводятся работы с опасными веществами и реактивами.

Правила техники безопасности на уроке химии детям преподают в самом начале ознакомления с новым предметом. И на протяжении учебного года за то, как ученики их соблюдают, несет ответственность преподаватель.

Как должен быть подготовлен кабинет химии к уроку?

В лаборатории, где производят опыты, в обязательном порядке должна находиться аптечка, наполненная всеми необходимыми медикаментами, с помощью которых можно оказать первую медицинскую помощь при получении травм учащимися. Помимо аптечки, помещение должно быть оснащено противопожарным щитом и обязательно огнетушителем.

Перед началом урока преподаватель должен провести инструктаж по технике безопасности на уроке химии. Также раз в месяц ученики обязаны сдавать зачет по знанию правил техники безопасности в кабинете химии.

О проведении инструктажа и зачета данные записываются в специальный журнал техники безопасности на уроках химии.

И каждый ученик должен поставить свою подпись, свидетельствующую о том, что он ознакомлен с правилами и соглашается на их соблюдение.

При проведении лабораторных работ иногда ставятся опыты со щелочами и кислотами, газами или другими опасными веществами. Так же используются разные нагревательные приборы и стеклянная посуда. По этой причине риск получить травму очень высок, если не будут соблюдаться техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете.

Для этого преподаватель, да и сами учащиеся должны быть полностью защищены на случай непредвиденных ситуаций. В первую очередь одежда должна быть защищена халатом, на руках – резиновые перчатки, глаза прикрыты очками. Обувь также должна быть удобной и практичной. Не допускается обувь на высоких каблуках или со скользящей подошвой.

Все опыты должны проводиться строго в лаборатории. Ни в коем случае нельзя проводить их в помещениях, которые не приспособлены для опытов.

Перед началом занятий, особенно лабораторных работ, нужно тщательно проверить состояние всего оборудования, а также напомнить, как должна соблюдаться техника безопасности на уроках химии.

Для учащихся подготовка заключается в ознакомлении с задачами работы.

Что произойдет, если школьник на уроке химии нарушил технику безопасности?

В процессе опыта может случиться самая непредвиденная ситуация. Рассмотрим примерный случай. Школьник забыл закрыть пробирку с реактивом и оставил ее отрытой на столе. Что может произойти в таком случае?

В таком случае могут произойти следующие события:

  • Реактив может испаряться, при этом издавая неприятный запах, от которого может разболеться голова.
  • Испарения могут попасть в дыхательные пути человека и вызвать раздражение слизистой оболочки или же токсическое отравление.
  • Стеклянная посуда может перевернуться, а раствор – попасть на одежду или кожу ученика, что чревато такими последствиями как воспламенение одежды или ожог.

Кого можно допустить к работе в кабинете химии?

Соблюдаться правила техники безопасности на уроке химии должны всеми, кто находится в кабинете, без исключения. К работе с реактивами разрешается допускать только людей, которые достигли 18-летнего возраста и прошли медицинское обследование, в частности на аллергические реакции на препараты.

Людьми, которые были допущены к работе, должна тщательно соблюдаться техника безопасности в кабинете химии, а так же распорядок занятий.

Какие последствия возникнут при несоблюдении ТБ?

Как бы ни соблюдалась техника безопасности на уроках химии, все равно происходят непредвиденные ситуации.

  • Химические ожоги в результате попадания реактивов на кожу или в глаза.
  • Термические ожоги нагревательными устройствами или открытым пламенем при нагревании реактивов в колбах.
  • Порезы лабораторными инструментами при неаккуратном их использовании.
  • Токсические отравления парами реактивов, при неверном использовании.
  • Ожоги при возникшем пожаре во время неаккуратной эксплуатации нагревательных приборов.
  • Во время неправильного использования электроприборов может быть сильное поражение током.

Правила поведения в кабинете химии, которые необходимо выполнять ученикам

Поскольку в кабинете химии имеется большое количество опасных реактивов, следует соблюдать следующие правила:

  • В первую очередь надо помнить, что учащимся ни в коем случае нельзя находиться в кабинете химии без преподавателя.
  • Ученикам ни в коем случае не разрешается выполнять работу лаборанта.
  • Кабинет химии должен использоваться только по назначению и ни в коем случае не должен отводиться для проведения групп продленного дня, а так же проведения уроков по другим предметам.
  • Во внеурочное время в кабинет химии допускаются только школьники, которые занимаются в кружке или факультативе по химии.
  • Ни в коем случае не разрешается принимать пищу в кабинете химии и в спецодежде.
  • В кабинете химии обязательно должен присутствовать вытяжной шкаф;
  • Все, кто находится в кабинете химии, обязательно должны одевать индивидуальные средства защиты: халат, перчатки, защитные очки, фартук. Халат обязательно застегивают только спереди, манжеты тоже должны быть застегнуты на пуговицы, длиной халат обязан быть ниже колен.
  • Стирают средства личной защиты, которые используются в кабинете химии, отдельно от остальной одежды и белья.
  • Всем, кто находится в кабинете химии, нужно соблюдать правила личной гигиены и не пользоваться чужими предметами.
  • В кабинете химии обязательно должен быть противопожарный щиток и ящик с песком, а также огнетушитель.
  • В лаборантской необходимо иметь аптечку, полностью оснащенную препаратами для оказания первой медицинской помощи.
  • Каждый, кто находится в кабинете химии, должен быть осведомлен, где находится противопожарный щиток и аптечка.
  • При возникновении непредвиденного случая в первую очередь необходимо оповестить администрацию школы.
  • Все, кто находится в кабинете химии, в обязательном порядке должны знать, как соблюдается техника безопасности на уроках химии в школе, правила обращения с реактивами и электрическими приборами, которые используются в кабинете. Кроме того, каждый должен содержать свое рабочее место в чистоте.
  • Обязательно в кабинете должен быть оборудован “Уголок техники безопасности”, в котором должны присутствовать все правила поведения на уроке химии.

Школьники, которые не придерживаются правил поведения в кабинете химии, или если ими не соблюдается техника безопасности в кабинете химии, несут дисциплинарное наказание согласно внутренним правилам о нарушении дисциплины. И, соответственно, будут сдавать внеочередной зачет по проверке знаний техники безопасности.

Основные требования при допуске к работе в кабинете химии

К работе в кабинете химии допускать учеников можно лишь тогда, когда будут соблюдены следующие требования:

  • Перед началом работы необходимо проветрить помещение, чтобы избежать отравления от возможных испарений реактивов.
  • Надеть все средства защиты, чтобы избежать попадания реактивов на кожу и в глаза.
  • Тщательно подготовить к проведению опытов весь необходимый инвентарь.

Как придерживаться правил безопасности во время работы?

Преподаватель в первую очередь должен научить школьников придерживаться нескольких правил во время работы:

  • При выполнении работ в лаборатории следует содержать рабочее место в чистоте.
  • Ни в коем случае не следует пробовать реактивы на вкус, а также не вдыхать испарения реактивов полной грудью.
  • Очень аккуратно обращаться с реактивами, чтобы избежать их попадания на кожу.
  • Следить за тем, чтобы посуда для опытов была стерильно чистой.
  • Вся посуда с химическими веществами должна быть промаркирована;
  • Колбы с реактивами следует брать в руки, придерживаясь правил. То есть одной рукой берем за горлышко, второй придерживаем дно.
  • При переливании реактивов из посуды в посуду, следите, чтобы маркировочная этикетка была вверху.
  • Остаток реактива стирают с горлышка посуды только краем той колбы, в которую переливается реактив
  • При использовании пипетки ни в коем случае нельзя втягивать реактивы ртом.
  • Реактивы твердые следует брать только с помощью совочка или других специальных приспособлений.
  • Во время нагревания реактивов ни в коем случае не стоит поворачивать посуду горлышком к себе или заглядывать в нее.
  • Нельзя выливать в раковину реактивы и кислоты, все отходы собирают в специальную посуду.
  • Ни в коем случае нельзя самостоятельно изготавливать посуду для проведения опытов.
  • Ученикам следует выдавать реактивы только в количестве, необходимом для опытов.

Какие действия проводятся после окончания занятий

После работы в лаборатории ученики должны подготовить кабинет для следующих юных химиков. Для этого они должны:

  • В обязательном порядке убрать свое рабочее место.
  • Отходы слить в специальную посуду для утилизации.
  • Снять рабочую одежду и средства защиты;
  • Вымыть руки с мылом.
  • Открыть окна и двери для проветривания.

Если во время работы все же произошел несчастный случай и кто-то опрокинул реактив, поранился химическим инструментом или произошло что-то другое, действия должны быть такими:

  • Если разбился сосуд, осколки следует собрать с помощью специальных предметов, предназначенных для этой цели.
  • Разлитые реактивы убирают в соответствии с требованиями безопасности.
  • Если жидкость, разлитая в лаборатории, легковоспламеняема, следует как можно быстрее приступить к утилизации и срочно позвонить в пожарную часть,
  • В случае травмы оповестить дирекцию школы, при необходимости – вызвать неотложную помощь.

Чем должна быть заполнена аптечка в кабинете химии?

Это – неотъемлемый предмет в кабинете химии, там хранятся самые необходимые медикаменты и антисептики. Самый простой набор должен быть следующим:

  1. Упаковка стерильного бинта.
  2. Упаковка нестерильного бинта.
  3. Упаковка стерильных салфеток.
  4. 50г стерильной гигроскопической ваты.
  5. Пинцет, предназначенный для накладывания тампонов.
  6. 1 флакон 25-50 мл клея БФ-6, которым обрабатывают мелкие ранки.
  7. Флакон 25-50 мл спиртового раствора йода, для обработки порезов.
  8. 50 мл 3% раствора перекиси водорода.
  9. Активированный уголь.
  10. 10% раствор нашатырного спирта.
  11. Флакон 10-20 мл альбуцида 30%. Используют при попадании реактива в глаза.
  12. 30-50 мл этилового спирта.
  13. 20-30 мл глицерина для обработки ожоговых ран.
  14. 200-300 мл 2% раствор соды, для обработки кислотного ожога
  15. 200-250 мл 2% раствора борной кислоты.
  16. 3 шт. пипеток
  17. Обыкновенный и бактерицидный лейкопластыри.
  18. Жгут кровоостанавливающий.

Источник: https://FB.ru/article/272192/tehnika-bezopasnosti-na-urokah-himii-pravila-povedeniya-v-kabinete-himii-dlya-uchaschihsya

Требования, которые выдвигаются к личной защите учащихся

При проведении лабораторных работ иногда ставятся опыты со щелочами и кислотами, газами или другими опасными веществами. Так же используются разные нагревательные приборы и стеклянная посуда. По этой причине риск получить травму очень высок, если не будут соблюдаться техника безопасности на уроках химии и правила поведения в кабинете.

Для этого преподаватель, да и сами учащиеся должны быть полностью защищены на случай непредвиденных ситуаций. В первую очередь одежда должна быть защищена халатом, на руках – резиновые перчатки, глаза прикрыты очками. Обувь также должна быть удобной и практичной. Не допускается обувь на высоких каблуках или со скользящей подошвой.

Все опыты должны проводиться строго в лаборатории. Ни в коем случае нельзя проводить их в помещениях, которые не приспособлены для опытов.

Перед началом занятий, особенно лабораторных работ, нужно тщательно проверить состояние всего оборудования, а также напомнить, как должна соблюдаться техника безопасности на уроках химии.

Для учащихся подготовка заключается в ознакомлении с задачами работы.

Что нужно делать во время ЧП?

Если во время работы все же произошел несчастный случай и кто-то опрокинул реактив, поранился химическим инструментом или произошло что-то другое, действия должны быть такими:

  • Если разбился сосуд, осколки следует собрать с помощью специальных предметов, предназначенных для этой цели.
  • Разлитые реактивы убирают в соответствии с требованиями безопасности.
  • Если жидкость, разлитая в лаборатории, легковоспламеняема, следует как можно быстрее приступить к утилизации и срочно позвонить в пожарную часть,
  • В случае травмы оповестить дирекцию школы, при необходимости – вызвать неотложную помощь.

Cборник практических работ по химии

Правила поведения в кабинете Химии

Настоящий сборник практических работ по химии для учеников 9-го класса общеобразовательной школы представляет собой пособие к практикуму, составленное и апробированное учителем-методистом Петропавловско-Камчатского института усовершенствования учителей Ю.И.Пахомовым. Необходимым дополнением к предлагаемым практическим занятиям является данное в опережающем плане обобщение теоретического материала со справочным, контрольными вопросами и заданиями. Включены проблемные вопросы, что требует умения рассуждать, анализировать и применять знания при решении задач практического характера. Пособие построено так, что одновременно является и лабораторным журналом ученика. Здесь воедино соединены правила поведения в учебном кабинете-лаборатории, техника безопасности, приемы оказания первой медицинской помощи, приведены образцы химический посуды и лабораторного оборудования, нешаблонно даны методики всех практических работ.Сборник может служить учебным пособием для учащихся, занимающихся в классах с углубленным изучением химии, и методическим руководством для учителей химии.
В.И.Высоцкий, профессор (ДВГУ); А.А.Капустина, профессор (ДВГУ); Э.Е.Нифантьев, академик РАН, профессор (МПГУ); В.И.Бессонова, профессор (ДВГУ); Л.В.Махова, заслуженный учитель РФ (Санкт-Петербург); Н.В.Гаврусейко, заслуженный учитель Белоруссии (Минск);А.А.Медвинский, доцент (Томск)

Правила поведения в кабинете химии. Первая медицинская помощь. Токсичные вещества. Зачетные вопросы по технике безопасности. Химическая посуда, приборы и оборудование. Практическая работа 1. Электролитическая диссоциация веществ в водной среде. Практическая работа 2. Свойства ионов. Степень диссоциации. Практическая работа 3.

Реакции обмена между электролитами. Практическая работа 4. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Практическая работа 5. Индикаторы (рН среды) и интервалы их превращений. Гидролиз солей. Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация». Практическая работа 7. Получение и свойства озона.

Практическая работа 8. Серная кислота. Практическая работа 9. Влияние условий на скорость химических реакций. Практическая работа 10. Химическое равновесие и условия его смещения. Практическая работа 11. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Практическая работа 12.

Получение и свойства аммиака и его водного раствора. Практическая работа 13. Азотная кислота. Нитраты. Практическая работа 14. Определение ортофосфатов. Практическая работа 15. Определение минеральных удобрений. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». Практическая работа 16.

Ознакомление с коллекциями видов топлива, природных силикатов, стекла и изделий из него. Практическая работа 17. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Угольная кислота и ее соли. Практическая работа 18. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Практическая работа 19. Электролиз.

Практическая работа 20. Сплавы. Практическая работа 21. Коррозия металлов и методы защиты. Практическая работа 22. Ознакомление с образцами важнейших солей и природных соединений щелочных металлов и кальция. Практическая работа 23. Жесткость воды и способы ее устранения. Практическая работа 24. Алюминий и его соединения.

Практическая работа 25. Решение экспериментальных задач. Практическая работа 26. Железо и его соединения.

Практическая работа 27. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Правила поведения в кабинете химии

Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила. 1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке. 2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем сдает его преподавателю (лаборанту). 3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами. 4.

Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте имеется все необходимое для работы. 5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными. 6.

Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки, держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с реактивами, а удалять в санитарную склянку. Все работы с вредными веществами проводить в вытяжном шкафу.

Остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) или выбрасывать (твердые) с бытовым мусором. 7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки. 8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и реактивы.

Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема практической работы) и даты. В отчет включают следующие сведения. а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть получение вещества, исследование его свойств и др.).

б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета (например, оттенки красного цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темно-вишневый, цвет запекшейся крови и др.).

Наблюдательность при проведении химического эксперимента – очень ценная и важная черта профессионального химика, которую нужно развивать. в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с указанием единиц измерения). г) Выводы, где подводится итог работы. 9. Соблюдать максимальную осторожность.

Вce опыты с токсичными и летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу. 10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки. 11.

Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя воздух от них к себе плавным движением ладони. 12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо и руки. 13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную осторожность.

Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус! 14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды. 15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости, следует пользоваться резиновой грушей. 16.

Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня. 17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки, защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами. 18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с неразборчивыми надписями. 19.

При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание концентрированной кислоты). Следует пользоваться толстостенной склянкой или фарфоровой посудой. 20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой. 21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и огнетушителем. 22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.

23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.

Первая медицинская помощь

При порезах стеклом рану продезинфицировать раствором KMnО4 или спиртом, смазать йодом и перевязать бинтом. После оказания первой помощи пострадавшего направить к врачу.

Токсичные вещества

Токсичные вещества – яды, даже в крайне малых количествах опасны для организма человека. Оказывают внешнее воздействие или попадают в организм через органы пищеварения и дыхания, проникают через раны и кожу. Ядовитые вещества делятся на разряды.

Классификация токсичных веществ (ядов)

Для токсичных веществ устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК), превышение которых недопустимо в воздухе рабочего помещения: аммиак – 5 мг/м3, оксид углерода(II) и бензол – 20 мг/м3, толуол и ксилол – 50 мг/м3, бензин и керосин – 300 мг/м3 и т. д.

Химическая посуда, приборы и оборудование

Источник: https://him.1sept.ru/2003/34/7.htm

Сайт учителя химии Богомазовой Ю.К. – Правила поведения в кабинете химии

Правила поведения в кабинете Химии

Ученики должны знать и уметь выполнять следующие правила.
1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы сдать рабочее место дежурному, который затем сдает его преподавателю (лаборанту).
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами. 
4.

Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте имеется все необходимое для работы.
5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать дисциплину, быть собранными, внимательными и предельно аккуратными.
6.

Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей или наливая раствор из склянки, держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись). Избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно в банку с реактивами, а удалять в санитарную склянку.

Все работы с вредными веществами проводить в вытяжном шкафу. Остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) или выбрасывать (твердые) с бытовым мусором.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8.

Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и реактивы. Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема практической работы) и даты. В отчет включают следующие сведения.

а) Цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это может быть получение вещества, исследование его свойств и др.).

б) Конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение); при изменении окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета (например, оттенки красного цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темно-вишневый, цвет запекшейся крови и др.).

Наблюдательность при проведении химического эксперимента – очень ценная и важная черта профессионального химика, которую нужно развивать. 
в) Объяснение опыта и экспериментальных наблюдений с помощью уравнений реакций, с использованием необходимых формул и расчетов по ним (с указанием единиц измерения).
г) Выводы, где подводится итог работы.
9.

Соблюдать максимальную осторожность. Вce опыты с токсичными и летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу. 
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
11.

Нюхать вещества в емкостях, не вдыхая пары полной грудью, a направляя воздух от них к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо и руки.
13. При обращении с неизвестными веществами проявлять повышенную осторожность.

Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус!
14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости, следует пользоваться резиновой грушей.

16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.
17. При измельчении сухих щелочей следует надевать резиновые перчатки, защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с неразборчивыми надписями.
19.

При приготовлении растворов нужно лить серную кислоту в воду, а не наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание концентрированной кислоты). Следует пользоваться толстостенной склянкой или фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на вопросы по технике безопасности в кабинете химии.

Первая медицинская помощь

При порезах стеклом рану продезинфицировать раствором KMnО4 или спиртом, смазать йодом и перевязать бинтом. После оказания первой помощи пострадавшего направить к врачу.

Токсичные вещества

Токсичные вещества – яды, даже в крайне малых количествах опасны для организма человека. Оказывают внешнее воздействие или попадают в организм через органы пищеварения и дыхания, проникают через раны и кожу. Ядовитые вещества делятся на разряды.

Классификация токсичных веществ (ядов)

Для токсичных веществ устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК), превышение которых недопустимо в воздухе рабочего помещения: аммиак – 5 мг/м3, оксид углерода(II) и бензол – 20 мг/м3, толуол и ксилол – 50 мг/м3, бензин и керосин – 300 мг/м3 и т. д.

Химическая посуда, приборы и оборудование

Использован материал “Сборник практических работ по химии” Ю.П.Пахомов

Источник: https://ximiayk.ucoz.ru/index/pravila_povedenija_v_kabinete_khimii/0-15

Техника безопасности на уроках химии – инструкция

Правила поведения в кабинете Химии

Оцените:  

Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ .

Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током.

В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения.

Техника безопасности на уроках химии регламентирует основные модели правил поведения, которые позволят снизить риск несчастного случая в школе до минимума.

А также определяют алгоритм действия в случае наступления какой-либо внештатной ситуации.

Придерживаясь инструкции по технике безопасности, школьники и преподаватели помогают нормальному прохождению процесса обучения в учебном учреждении.

Общие положения техники безопасности на уроках химии

 

Преподаватель перед первым занятием должен провести вводный инструктаж для учащихся. В процессе обучения учитель вносит коррективы в работу школьников и контролирует безопасность учебного процесса.

Перед каждым новым занятием проводится текущий инструктаж, который разъясняет суть конкретного задания.

Преподаватель и лаборант отвечают за состояние оборудования, посуды и инструментов, за ознакомление с техникой безопасности, а также за наличие средств защиты, пожаротушения и медицинской помощи.

  • Правила безопасности являются обязательными для всех лиц, которые работают или обучаются в кабинете химии. Также они должны соблюдать расписание учебных мероприятий, правила внутреннего распорядка и установленный режим труда.
  • Лица моложе 18 лет или не прошедшие успешно медицинский осмотр не допускаются к работе в кабинете химии.
  • Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии преподавателя или лаборанта.
  • Учащимся запрещено находится в лаборантской и выполнять обязанности лаборанта.
  • Кабинет химии не может быть использован для групп продленного дня или занятий по другим предметам. Из факультативных занятий или мероприятий разрешено проводить лишь обучение связанное непосредственно с химией.
  • Кабинет химии в обязательном порядке должен быть оснащен системой принудительной вентиляции, которую необходимо включать при проведении практического урока.
  • Использование индивидуальных средств защиты и применение правил личной гигиены являются обязательными на уроках химии. В кабинете используются такие средства защиты: фартук из материала стойкого к химическим веществам, хлопчатобумажный халат ниже колен, защитные очки и резиновые перчатки. Средства защиты должны быть предоставлены администрацией учебного заведения.
  • В кабинете химии запрещено принимать пищу и употреблять напитки.
  • Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения и аптечкой первой медицинской помощи, содержащей перечень медикаментов, оговоренный в нормативных документах.

Требования техники безопасности перед уроком химии

  • К проведению лабораторных и практических работ не допускаются ученики не прошедшие инструктаж по технике безопасности либо имеющие противопоказания по здоровью.
  • Приступая к занятиям, учащийся должен четко понимать ход и порядок выполнения работы и следовать технике безопасности на уроке.
  • Перед началом работ с химическими веществами учащийся должен надеть хлопчатобумажный халат, манжеты которого на пуговицах, длина ниже колен и который застегивается в передней части.
  • При опасных экспериментах: при работе с высокими температурами, разъедающими растворами или другими вредными химическими веществами, учащиеся должны использовать фартуки, защитные очки и перчатки.
  • Ученики с длинными волосами должны защищать их от случайного попадания реактивов или соприкосновения с открытым пламенем.
  • К проведению экспериментов приступать школьники могут лишь с разрешения преподавателя.

Требования техники безопасности во время урока химии

  • Во время урока школьники должны следовать указаниям преподаватели и инструкциям техники безопасности, быть очень внимательными. Приступать к эксперименту можно только с разрешения учителя.
  • Категорически запрещается пробовать на вкус вещества в кабинете химии.

    Нюхать их можно лишь направляя легким движением руки испарения к носу, при этом нельзя вдыхать полной грудью,

  • Школьникам запрещено проводить любые опыты, которые не предусмотрены текущим планом урока.

  • Во время лабораторной или практической работу ученикам нельзя несанкционированно менять свои рабочие места или брать неразрешенные учителем вещества или оборудование.
  • О рассыпанных веществах или разлитых реактивах ученик должен незамедлительно сообщить учителю либо же лаборанту.

    Учащимся запрещено проводить самостоятельную уборку веществ без разрешения учителя.

  • Обо всех неполадках в работе оборудования или других сложностях ученики должны сообщить немедленно учителю и прекратить работу. Школьникам запрещено самостоятельно устранять неполадки.
  • Нельзя выливать в канализацию органические жидкости и растворы.

  • Нельзя оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы. Во время урока надо соблюдать правила пожарной безопасности и технику обращения с электроприборами.
  • При получении травмы или ухудшении самочувствия ученик должен прекратить работу и сразу сообщить учителю химии.

Техника безопасности после урока химии

  • После занятий на уроке химии школьники должны привести в порядок рабочее место, а также сдать оборудование и реактивы. Всю грязную посуду необходимо тоже сдавать лаборанту или учителю.
  • Необходимо тщательно вымыть рукис мылом.
  • Стирать халат, который был испачкан химическими реактивами необходимо отдельно от другой одежды.

Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:

Источник: http://bezopasnost-detej.ru/bezopasnost-shkolnikov/243-tekhnika-bezopasnosti-na-urokakh-khimii

Военный юрист
Добавить комментарий