Правовая система Китая

Правовая система Китая: общие сведения и особенности

Правовая система Китая
Новости и общество 25 апреля 2018

Не для кого ни секрет, что в Китае установлен социалистический государственный строй. Он предполагает четкое разделение на классы и общественные группы. Однако мало кто знает, что такой государственной системы Китай придерживается еще с древних времен.

Единственное различие в том, что сегодня наверху государственной пирамиды находятся чиновники, а в древние времена государством управляли военные чиновники. Можно сказать, что это было вызвано условиями той эпохи.

Так как тогда власть находилась в руках тех, кто обладал значительной силой и авторитетом.

Правовая система Древнего Китая: этапы становления

С развитием родоплеменных отношений появилась необходимость в выборе главной фигуры, которая бы объединила под своим знаменем все племена. Такой фигурой стал царь. Человек, занимавший этот пост, наделялся самыми высокими полномочиями. Он становился самым большим рабовладельцем, главнокомандующим воинами, и исполнял роль главного судьи.

Структура власти Древнего Китая также была очень специфична. Царь не мог самостоятельно удерживать власть во всех регионах и провинциях государства, поэтому закреплял отдельные территории за своими подданными. В свою очередь, руководители отдельных провинций должны были иметь сильную армию для удержания власти, а также отражений различных атак, которых в то время было немало.

Постепенно, с развитием государственности, в Китае появилась воинская повинность, по которой каждый мужчина, достигший 23 лет, должен был пройти воинскую подготовку (один год), затем в течение одного года нести гарнизонную службу. Также каждый мужчина в возрасте от 23 до 56 лет должен был отслужить один месяц в году в отрядах местного ополчения по месту жительства, которые занимались охраной общественного порядка.

Особенности правовой системы Китая и ее дальнейшее развитие

На основе исторических фактов можно смело утверждать, что в древности Китай был настоящим военным государством. И военным его делало не участие в различных локальных конфликтах, а четко сформированный военный государственный строй и дисциплинарные ограничения.

К примеру, можно рассмотреть одно из самых частых наказаний для чиновников, которые провинились либо нарушили закон.

Сразу же после введения воинской повинности был сформирован военный трибунал, который постепенно расширил рабочие рамки и стал вести гражданские дела.

Если вина госслужащего была доказана, его отправляли на защиту государственных границ с пометкой “безвременно”. Это означало, что виновный может провести на границе весь остаток своей жизни, если суд либо царь не решат помиловать нарушителя.

Со временем такая мера пресечения была введена не только чиновников, но и для всех провинившихся: воров, мошенников, должников и других нарушителей закона. Это позволило укрепить государственные границы во времена масштабных нападений соседних государств.

Суровые наказания определили дальнейший путь развития китайского общества. Каждый житель страны знал, что для своего благополучия он должен покорно трудиться и выполнять волю императора, иначе последует неминуемое наказание. Возможно, именно благодаря правовой системе Китая государству удалось сохранить свои границы и общественный строй.

Современность

На протяжении долгого времени страна была полностью изолирована от внешнего мира. Это позволило ей в полной мере сохранить культурное наследие и народные ценности. Поэтому сегодня китайский народ мало чем отличается от своих далеких предков. Китайцы по-прежнему много трудятся и не нарушают закон априори.

Более того, плохим тоном считается даже обращение в судебные органы, если только дело не касается отстаивания чести или достоинства. Правовая система Китая приучает жителей не идти на различные конфликты.

Малоизвестный, однако очень интересный факт, который может подтвердить высокую дисциплинированность китайского народа. Популярная сеть заведений быстрого питания “МакДоналдс” имеет множество филиалов в Китае. Однако при заказе еды из машины люди не забирают ее и уезжают, а заходят в заведение и едят ее там.

О правовой системе современного Китая нужно знать лишь то, что она предусматривает смертную казнь за 46 преступлений. По неподтвержденным данным, ежегодно в стране казнят около 5000 человек.

Новые законы, или рейтинговая система

Если проанализировать развитие правовой системы, то рейтинговая система – это еще один логический шаг на пути Китая к созданию уникального механизма по контролю общества.

Новые нормативные акты, принятые правительством КНР, вводят так называемый социальный рейтинг.

Если раньше за каждым жителем государства просто велась слежка, то теперь все действия китайцев будут регистрироваться в общей рейтинговой базе.

Источник: https://monateka.com/article/274460/

Характер современной правовой системы Китая

Правовая система Китая

Современная правовая система Китая носит смешанный характер, представляет собой симбиоз древних правовых традиций и современного законодательства, основан на древнекитайских философских и правовых концепциях и идеях “социализма с китайской спецификой”, который по внешней форме отражает романо-германскую модель правового строительства.

В китайском праве имеются определенные элементы общего права (common law), что обусловлено предоставлением провинции Сянган (бывшая английская колония Гонконг) особого правового статуса, в соответствии с которым на территории бывшего Гонконга продолжают действовать около 140 законов Великобритании, которая управляла этой территорией до 1997 г.189

Воспринята китайским правом западная традиция существенно дополняется, особенно на этапе правоприменения, правовым менталитетом китайцев, правовое сознание которых остается в пределах традиционной конфуцианской концепции правоприменения, где праву в процессах общественного развития отводится не главная, а вспомогательная роль.

В связи с этим воспринята китайским правом структура романо-германского права, система его источников, кодификация, юридическая техника существуют в модифицированном виде вследствие действия восточного влияния.

Источники современного права Китая

Основным источником современного китайского права является закон, который регулирует основные сферы жизни общества. Систему законодательства возглавляет конституция (в редакции 1982 г.).

В Китае существует определенный дуализм в осуществлении законодательных функций.

Законодательная власть принадлежит как Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП), так и Постоянному комитету, который выполняет в период между ВСНП функции высшего органа государственной власти.

Источником современного китайского права являются также подзаконные акты органов государственной власти и управления (в частности, постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления Госсовета, акты местных органов власти и управления).

Важным источником права считаются традиции и обычаи. При этом законодатель исходит из концепции создания соответствующего акта законодательства только в случае дальнейшей неспособности регулирования определенных отношений обычными формами их регулирования.

Судебная практика в Китае не является источником права. Обязанностью судебных органов является безусловное применение законов.

Источником права являются также международные соглашения и договоры, заключенные КНР. В случае коллизии между национальными и международными актами в КНР приоритет отдается международным договорам.

Структура современного частного права Китая

Структура современного права Китая предусматривает разделение права на частное и публичное. Каждая из этих сфер права классифицируется по отраслевому признаку на отдельные, в частности: гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и тому подобное.

Дуализм частного права китайским правом не признается. Гражданское законодательство содержит и нормы торгового права.

Гражданские правоотношения регулируются Основными положениями гражданского права (ОПЦП) 1986 г., которые регулируют имущественные и личные отношения, направленные на обеспечение потребностей модернизации с целью обеспечения прав и интересов граждан и юридических лиц.

Субъектами гражданского права признаются физические и юридические лица. Правоспособность граждан является равной. Полностью дееспособными признаются граждане, которые достигли 18 лет, но допускаются исключения для граждан, которые достигли 16 лет, если они собственным трудом зарабатывают необходимые средства существования. Ограниченная дееспособность наступает с 10 лет.

Институт обязательственного права регулирует отношения по поводу обязательственных прав и обязанностей, которые возникают между сторонами согласно условиям договора или согласно закону.

Обязательственное право не содержит норм об отдельных видах договоров и обязательств. Законодательство определяет такие условия договора, как качество, цена, срок исполнения. Нормативно определено положение о том, что в случае договоренности об этом подлежат применению государственные или общепринятые стандарты, государственные или рыночные цены.

ЗПЦП различает договорную и позадоговірну ответственность. Условиями возникновения гражданско-правовой ответственности признаются противоправное поведение и причинение имущественного вреда.

Вина не рассматривается как обязательное условие указанной ответственности, она возникает также в случае имущественного ущерба, причиненного в результате ошибки.

Ответственность возникает и в случае отсутствия вины или ошибки, если это предусмотрено законом.

Отдельные институты гражданского права регулируются соответствующими законами, например, законами о хозяйственном договоре 1981 г., о товарных знаках 1982 г., о патентах 1984 г., про авторское право 1990 г.

Семейно-правовые отношения в Китае не входят в сферу гражданско-правового регулирования и регулируются Законом о браке, принятый в 1980 г. вместо закона 1950 г.

Раньше для Китая характерной формулой воспроизводства населения была высокая рождаемость, высокая смертность и низкий уровень естественного прироста.

На сегодня характерна высокая рождаемость, средний уровень смертности и высокий уровень естественного прироста, что дает возможность поставить под определенный контроль ряд процессов в воспроизводстве населения.

По китайскому законодательству минимальный брачный возраст для мужчин – 22 года, для женщин – 20 лет. При этом поощряется более поздний брак и деторождение.

Закон о браке 1980 г. предусматривает равноправное положение супругов в семье. После регистрации брака по взаимному решению супругов жена может стать членом семьи мужа, а муж может стать членом семьи жены. Одновременно решается вопрос о месте жительства супругов. Супруги имеют право сохранить свои добрачные фамилии.

Особенности японского права определяются такими присущими ему чертами японской цивилизации, как групповое мышление, клановая верность, самопожертвование ради общего блага.

Совместные с китайским правом истоки японского права, которые отражают традиционный образ жизни японцев, обусловил их негативное отношение к індивідуалістських проявлений, присущих западному обществу. Как отмечает Л.И.

Глухарева, традиционная японская сознание убеждена, что субъективные права обезличивают человеческие отношения, ставят всех людей в положение равенства, а это противоречит иерархическому порядку мира и природе речей190.

Японскую правовую систему, благодаря таком сложном и смешанном характера, называют еще індивідуалізованою правовой системой.

Считается, что современная правовая система Японии носит смешанный характер и представляет собой совокупность правовых норм, а также обычаев и традиций, которые сложились под влиянием китайской философии и культуры, в частности конфуцианства, и заимствований правовых конструкций романо-германского и общего права.

Структура японского права в своей основе заимствована у романо-германского права. Однако, несмотря на принятие кодексов и законов, основанных на европейских правовых образцах, они не были до конца восприняты широкими слоями населения японского общества. По мнению Р.

Давида, японское общество по своей структуре и по своим традициям еще далеко от общества европейского. Здесь возникает проблема противоречий структуры права с его функционированием.

В частности, это проявляется в содержании японцев от реализации своих субъективных прав в судебном порядке.

Это объясняется прежде всего своеобразным отношение японцев к праву как регулятору, который не является единственным инструментом регулирования общественных отношений. Это также проявляется в традиционных способах решения различных конфликтов не в рамках судебной системы, а методами, которые сложились в течение многих веков.

В связи с этим, по мнению К. Цвайгерта и X. Кьотца, в XX ст. в течение длительного времени практическое значение рецепійованих законов оставалось крайне незначительным в правовой жизни Японії193.

Проявление индивидуализма, который пронизывает все содержание романо-германского права, не прижился в традиционных условиях японского общества, социальная структура которого отрицает такой подход.

Источники современного японского права

Главным источником японского права является закон, представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается высшим законодательным органом государственной власти.

Система законодательства Японии возглавляет Конституция – Основной закон, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты. Практически все отрасли японского права кодифицированы.

Кроме Конституции и кодексов, действуют так называемые основные законы, которые регулируют вопросы, касающиеся основополагающих сфер жизни общества. Например, Основной закон о сельском хозяйстве 1961 г., Основной закон о мерах против загрязнения окружающей среды 1967г.

др. Указанные законы определяют общие направления правовой политики и правовые принципы в соответствующей сфере, а конкретные мероприятия определяются обычными законами.

В Японии частными издательствами ежегодно выпускаются сборники законодательства, которые носят название “Полное собрание шести законов” или просто “Шесть законов”. Указанные сборники охватывают нормативно-правовые акты из основных (базовых) и производных (комплексных) отраслей современного японского права.

Подзаконные акты, которые издаются во исполнение законов исполнительными органами государственной власти, также являются самостоятельными источниками японского права.

Среди них особое значение имеют правительственные указы, которые принимаются Кабинетом Министров Японии во исполнение положений Конституции и законов.

Разновидностью подзаконного акта является положение, которые выдаются муниципальными собраниями префектур, городов, поселков и сел как нормативные акты местного значения.

Самостоятельным источником японского права является нормативно-правовой договор, представляет собой соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил и закрепляет взаимные права и обязанности сторон. Они служат основой для принятия других нормативно-правовых актов. Разновидностью нормативно-правового договора является коллективный договор между работодателями и наемными работниками, интересы которых представляет профсоюз.

Решения судов официально не считаются источником японского права. Однако на практике нищие судебные органы считают обязательным к применению решения высших судебных органов.

В Японии положения общего характера в решениях суда по конкретным делам не имеют силы прецедента. С целью обеспечения единообразного толкования и применения судами законов Верховный суд Японии принимает решения, направленные на толкование и применение норм Конституции и других нормативно-правовых актов.

Источником японского права также являются обычаи. Гражданский и Торговый кодексы содержат нормы, которые отсылают к применению обычаев при решении различных вопросов.

Согласно Декрету № 103, принятым в 1875 г. под названием “Указание для органов судебной администрации”, в случае отсутствия нормы писаного права применяются обычаи, при отсутствии соответствующего обычая судья принимает решение, руководствуясь нормами (сегодня указанный термин трактуется как “общие принципы права”).

Самостоятельным источником японского права являются также международные акты и договоры. В случае возникновения противоречия между нормами международного и национального права, согласно Конституции Японии, приоритет отдается нормам международного права.

Конституция Японии устанавливает, что заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться.

В случае заключения правительством международных договоров требуется, в зависимости от обстоятельств, предварительное или последующее одобрение парламента.

Page 3

Японское право имеет отраслевую классификацию, в нем выделяют гражданское, торговое, конституционное, административное, трудовое право, право социального обеспечения, уголовное, уголовно-процессуальное, природоохранное, информационное право и тому подобное.

Структурно японское право предусматривает разделение права на публичное и частное. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное, процессуальное и т. п, к частному – гражданское и торговое.

Кроме того, существуют комплексные отраслевые образования – трудовое, хозяйственное право и тому подобное.

Для японского права характерен дуализм частного права, который проявляется в существовании Гражданского кодекса (1898 г.) и Торгового кодекса (1899 г.).

В Японии под термином “гражданское право” в широком смысле понимается “гражданского общества”. Это понятие указывает на положительную сторону права гражданского общества. Сфера, которая охватывается этим понятием, не совпадает со сферой действия гражданского права в современном его понимании.

Гражданские отношения в Японии регулируются Гражданским кодексом 1898 г, а также законами, которые регулируют различные гражданско-правовые институты. ГК Японии состоит из общей части и четырех разделов, касающихся правоотношений в сфере вещного, обязательственного, семейного и наследственного права.

Семейно-правовыми нормами признается равноправие супругов, Предусмотрена упрощенная процедура заключения брака и развода. При наличии согласия сторон достаточно подать заявление о разводе в соответствующий муниципалитет. В случае отсутствия согласия одной стороны дело решается в судебном порядке.

Минимальный брачный возраст для мужчин составляет 18 лет, для женщин – 16 лет. Причем при заключении брака лицам, не достигшим 26 лет, требуется согласие родителей.

Торговые отношения регулируются Торговым кодексом 1899 г. Много положений, касающихся регулирования торговых отношений, содержащиеся в разных законах, в частности в законах о лицензиях, о торговых знаках, об авторском праве 1899 г., об аренде земли и аренде жилья 1921 г., законы об обороте ценных бумаг 1948 г. и о восстановлении компаний 1952 г.

Торговое право Японии рассматривается как совокупность норм, регулирующих деятельность акционерных, иных обществ, которые действуют в различных сферах жизни общества.

Источник: https://studbooks.net/46619/pravo/harakter_sovremennoy_pravovoy_sistemy_kitaya

Традиционная правовая система Китая

Правовая система Китая

Традиционная правовая система распространена на Дальнем Востоке, в Африке и Океании. Их различия обусловлены историческими особенностями появления и развития, но они схожи по принципу отрицания западных правовых идей и рассмотрения права как вспомогательного элемента управления общественных отношений. В данной статье будут рассмотрены особенности традиционных правовых систем.

Правовая система в Китае

То, как к правовым системам относилось китайское общество многие века, было неоднозначным. Понимание места и роли правовых систем при регулировании общественных отношений отличалось во всех философско-этических системах.

Замечание 1

Приверженцы конфуцианства опирались на вспомогательную роль права, к которому обращались в случаях, не подразумевающих использование норм ритуалов и морали.

Данное трактование появилось из идеи общества, где во главе стояли мужчины, сохраняя патриархальные традиции в семьях. В те времена общество подразделялось в зависимости от обязанностей и функций членов семьи на 3 группы: старшая, средняя и младшая. Конфуцием была выдвинута идея идеализации человека, которому приписывались добродетель, повиновение, поклонение обычаям и ритуалам.

Те люди, которые были приверженцами легизма, основывали свои трактаты на том, что люди – агрессивные и эгоистичные существа.

Для того, чтобы обеспечить социальный порядок в обществе, они должны постоянно находится в страхе из-за системы наказаний.

Для этого создавались постоянные законы, которые неукоснительно соблюдались всеми членами общества, а власть над ними и над самими законами находилась у правителей. В дальнейшие годы последователей конфуцианства поглотила система легизма.

Право на Дальнем Востоке

Право в странах Дальнего Востока было сформировано основываясь на традициях, обычаях и философско-этических учениях. Именно на последних строились традиционные взгляды членов китайского общества, что и определяло приоритеты и цели, а также способы их достижения.

Традиционная философия Китая основывается на гармонии и социальном порядке, который складывается из того, как между собой взаимодействуют люди, земля и небо.

Основой социальных порядков являются гармоничные отношение между людьми и природой, а также согласие каждого человека друг с другом.

С помощью морали и ритуалов достигается равновесие и соблюдение социального порядка и справедливости, а не с помощью правовых норм.

Замечание 2

Эти важные постулаты общества должны быть сохранены с помощью методов убеждения, техники посредничества и самокритичных оценок поведения каждого.

История развития права в Китае

До 19 века развитие Китая находилось в отдалении от западного влияния, но после того, как жители смогли ближе познакомиться с нею, правительство отрицательно отнеслось к субъективным правам и индивидуализму, строгости и абстрактности.

Традиционная философия указывает на то, что человек должен стремиться к тому, чтобы находиться в согласии с миром, позабыв о собственном я.

Во время исполнения и применения закона, необходимо сохранять свободу усмотрения, так как идея идеального общества заключается в отказе от применения законов и вынесения судебных решений.

В традиционном китайском мировоззрении не отрицается право как таковое, там лишь упоминается, что оно необходимо только варварам, которые не заботятся о моральных принципах.

Согласно воспитанию китайцев, они должны искать причины раздора только в себе и собственных поступках.

Именно поэтому правовая система является лишь вспомогательным элементом, которое необходимо в тех случаях, когда одной морали недостаточно для разрешения конфликта.

Замечание 3

После того, как в 1911 году была свергнута маньчжурская империя и установлена Республиканская система, Китай начал развитие правовой системы, которая основывалась на национальной традиции, моральных принципах, ритуалах и отрицала западное влияние.

После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году, правительство решило резко перейти от традиционной системы права, к социалистической, которая была основана на идее борьбы между классами.

Формирование чувства классовой неприязни к элементам контрреволюции со временем полностью вытеснило мораль и принципы граждан, а помимо этого также и принцип целесообразности и отсутствия потребности в праве для разрешения конфликтов.

У жителей Китая появилось чувство негодования относительно законопорядка, правил и судов, и это можно было объяснить тем, что правительство отрицало западные либеральные ценности и институты, стремилось к формированию альтернативных способов регуляции общественных отношений.

В 1979 году были проведены Китайские реформы, которые ставили перед собой цель модернизировать различные стороны общества и создать многоукладную рыночную экономику.

Они стали причиной того, что постепенно началось возвращение к конфуцианским традициям, повысилась роль и значение законопорядков в качестве истоков правовых норм. В 1982 году приняли новую Конституцию, которая стала основой для множества кодексов. Принципы Китайского права все больше приближались к европейской традиции.

Хоть принципы больше и тяготеют к западной системе, в них все равно остались те постулаты, которые были важны много веков назад – ритуалы, обычаи и моральные нормы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/traditsionnye-pravovye-sistemy/

Военный юрист
Добавить комментарий