Правовое положение службы Банка России по финансовым рынкам

Федеральная служба по финансовым рынкам

Правовое положение службы Банка России по финансовым рынкам

Чтобы сделать отечественный финансовый рынок более конкурентоспособным и привлекательным в глазах иностранных участников, правительство России приняло решение о создании специально-контрольной службы в 2004 году. Новый орган должен был навести порядок в управлении финансовыми рынками (ФР), включая страховой, микрофинансовый сегменты, биржи и торговых посредников.

Кроме этого служба следила за исполнением законодательства участниками финансового сектора, противодействовала распространению инсайдерских сведений и различным манипуляциям. Служба получила свое название – Федеральная служба по фин.рынкам или сокращенно ФСФР.

Что такое ФСФР?

Это структура федерального масштаба, относящаяся к исполнительной власти страны и прямо подчиняющаяся правительству страны. Его главная задача заключается в осуществлении контроля за работой фин.рынков.

  ФСФР была создана в марте 2004 г. по указу №314 Президента РФ. Причиной создания стала необходимость наведения порядка в операциях с финансовыми средствами на рынке\биржах ценных бумаг.

 После 9 лет работы полномочия ФСФР были отданы под управление ЦБ в 2013 г.

Служба по ФР контролировала страховой и биржевой сегменты, кредитные кооперативы, МФО, брокеров и финансовых посредников. По ее ведомство не попадала только работа банков и аудиторов.

Кроме контроля, служба разрабатывала нормативно-правовые положения по надзору в сегменте ценных и инвестиционных бумаг, коллективных инвестиционных вложений, пенсионного страхования и накоплений. ФСФР также контролировала деятельность БКИ.

При осуществлении своих обязанностей, фед.служба тесно сотрудничала со всеми уровнями  исполнительной власти, имела несколько территориальных подразделений.

Целью ФСФР стало создание единого финансового центра, работающего по правилам. При этом интересы участников должны защищаться на законодательном уровне.

Для этого  нужна эффективная государственная политика в сфере биржевых бумаг, чтобы участники перераспределяли свой капитал и трансформировали финансовые запасы в инвестиции.

На момент создания в особом контроле нуждалось инвестирование негосударственных пенсионных отчислений в рамках ОПС.

После создания ФСФР ей также были переданы контрольные функции слежения за фин.рынком, функции упраздненного Минсоцразвития и труда РФ, Министерства по антимонопольной политике и оказания поддержки предпринимателям, надзорные функции Минфина РФ в сфере пенсионных накоплений и их инвестирования.

Какие функции выполняет ФСФР?

Главные функции можно разделить на группы:

  1. Госрегистрация выпусков ц\б, отчетность по итогам эмиссии, регистрация выпущенных бумаг.
  2. Обеспечение открытия полной информации о бумагах в соответствии с законодательно-нормативными положениями. Для этого каждой бумаге присваивался спецномер, в котором был заложен код вида выпущенной бумаги и ее принадлежность, порядковый номер, код эмитента.
  3. Надзор за делами страховых участников (страховщиков, актуариев, брокеров, обществ взаимного перестрахования, перестраховочных компаний), приостановка, выдача, отзыв страховых и иных лицензий, выдача предписаний, контроль за финансовым состоянием и устойчивостью страховщиков.
  4. Контроль за непрофессиональными и профессиональными участниками фин.рынков, эмитентами, инвесторами, депозитариями, дилерами, регистраторами, управляющими и клиринговыми компаниями, акционерными, негосударственными пенсионными, паевыми, инвестиционными фондами и проч.

Таким образом, ФСФР намеревалась превратить отечественный фин.рынок в полного конкурента зарубежным аналогам.

Полноценный финансовый центр смог бы запустить механизм инвестирования в корпоративный сектор экономики, вывел бы частные накопления на эффективное инвестирование, особенно пенсионные резервы.

Строгий надзор помог создать благоприятные и привлекательные условия для участников финансового рынка, да им уверенность в защите своих прав и действий, минимизировал мошеннические и незаконные действия.

Кому подчиняется ФСФР?

Во время своей  работы служба напрямую подчинялась правительству страны. В работе ФСФР руководствовалась Конституцией РФ, федеральными законами РФ, международными положениями и договорами. Для выполнения задач служба имела организационную структуру в составе 10 управлений, 3 отделов и 13 территориальных органов.

С осени 2013 года ФСФР была упразднена по указу №645 Президента.  Все ее функции и полномочия были отданы ЦБ, согласно ФЗ № 251 от 2013 г. Вместо нее были созданы 6 департаментов. Руководителем ФСФР был Дмитрий Панкин и его заместители С.Хармалов, И.Жук, Е.Курицына, Ю.Бондарева, О. Пилипец. После упразднения все эти люди перешли на работу в ЦБ. Д.Панкин в ЦБ не попал.

Процесс упразднения ФСФР выглядел, как присоединение службы к ЦБ с последующим переименованием. В ЦБ перешла большая часть сотрудников. Объем полномочий регулятора остался почти таким же, какой был в расформированной ФСФР. Главой сформированного отдела стал С.Швецов. Его замом стал бывший глава департамента фин.стабильности Центробанка – В.Чистюхин.

В результате присоединения ЦБ стал мегарегулятором. Вариант слияния рассматривался еще в 2012 г., поэтому этот процесс был логичным.

В регионах слияние ФСФР и ЦБ не имело сильного влияния: все органы службы остались в тех же офисах с большей частью кадрового состава.

После слияния все незавершенные процедуры, включая выдачу и отзыв лицензионных документов, проведение проверок эмиссий биржевых бумаг, жалобы и обращения были завершены новоиспеченной службой ЦБ.

Таким образом, все участники финансового сегмента попали в подчинение ЦБ, что задело многие страховые и некредитные компании. Так, СК Россия прекратила свою деятельность после попадания под управление Банка России. Некредитные фин.

компании сразу почувствовали влияние ЦБ, который установил требования к активам и капиталу, ввел финансовые нормативы и занес в единую базу данные обо всех некредитных компаниях.

Также ЦБ получил право напрямую обращаться к заграничным регуляторам для запросов конфиденциальной информации, являющейся банковской тайной.

Какие вопросы решает ФСФР?

ФСФР, а ныне Служба при ЦБ, решает вопросы:

  • Рынка финансов ценных бумаг
  • Участников, касательно контроля за их работой.
  • Выпуска бумаг в обращение
  • Выдает или отзывает лицензии участников, переоформляет документы, выданные ФСФР, по окончанию срока их действия.
  • Рассматривает обращения и жалобы.
  • Отслеживает инсайдерскую информацию, противодействует ее незаконному использованию, следит за информационными ресурсами.
  • При возникновении конфликта интересов участников фин.рынка, служба принимает решение о дальнейшем исходе дел.
  • Обрабатывает и анализирует отчетность некредитных финансовых организаций.
  • Ведет реестры участников, вносит измененения.

Таким образом, после упразднения ФСФР, ЦБ получил больше полномочий и власти. Для участников фин.рынков это сказалось по-разному. Одни не почувствовали особых изменений, а другим пришлось тяжело из-за давления регулятора.

Благодаря контролю за деятельностью финансовых рынков, этот сегмент был приведен в порядок. Участники стали проявлять больше доверия, поскольку их права защищены на законодательном уровне, а вероятность столкнуться с незаконными или мошенническими действиями снизилась до минимума.

Это дало толчок для развития российских фондовых рынков.

Источник: //investor100.ru/federalnaya-sluzhba-po-finansovym-rynkam/

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)

Правовое положение службы Банка России по финансовым рынкам

Государство – это целостная политико-правовая, многофункциональная структура. Направления её непосредственной деятельности касаются всех сфер жизни населения. Примером подобного государства является Российская Федерация. Это прогрессивная демократическая гражданская страна, в которой основным источником регулирования общественных отношений является право.

Стоит отметить, что одной из наиболее важных функций государства является надзор и контроль в определенных сферах. Эти задачи реализуются страной постоянно, через специальные органы власти. В системе подобных ведомств существуют структуры, задачи которых отличаются своей спецификой и, в некотором роде, даже уникальностью.

Как правило, столь особенные органы действуют в не менее интересных сферах жизнедеятельности. При этом их существование необходимо, ведь задачу координирования общества никто не отменял. К числу подобных органов сегодня относится Федеральная служба по финансовым рынкам. Данный орган является относительно молодым в Российской Федерации.

Его создание обусловлено модернизацией современных правоотношений и появлением новых сфер деятельности.

Понятие органа

Федеральная служба по финансовым рынкам – это орган исполнительной ветви власти, который реализует функции, направленные на нормативно-правовое регулирование сферы финансовых рынков.

На сегодняшний день структура является несуществующей вследствие упразднения в 2013 году.

Тем не менее за длительный период существования служба активно боролась с различными манипуляциями на финансовых рынках, а также осуществляла надзор в данной сфере.

Федеральная служба по финансовым рынкам появилась в далеком 2004 году вследствие Указа президента РФ. Ведомство, по своей сути, было «сборным». Другими словами, в состав его функционала вошли задачи других органов, впоследствии упраздненных. Таким образом, Федеральная служба по финансовым рынкам переняла функции следующих структур, а именно:

  • комиссии по рынку ценных бумаг;
  • Министерства труда РФ;
  • Министерства РФ по антимонопольной политике.

В 2011 году служба претерпевает реформацию. В её состав вводится ведомство, занимающееся страховым надзором. Но в 2013 году ФСФР упраздняется и присоединяется к Центральному банку, а впоследствии – к Банку России. На сегодняшний день существует Служба Банка России.

Нормативная база

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) действует на основе положений определенных нормативных актов нашего государства. В этом проявляется принцип верховенства права и законности в деятельности ведомства. Основными нормативными актами, положения которых используются в его работе, являются:

  • Конституция РФ, так как она является базисом всей юридической системы страны;
  • федеральные законы, конституционные законы («О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и т. д.);
  • акты правительства, президента;
  • международные договоры;
  • Положение о ФСФР.

Стоит отметить, правовая база деятельности службы является достаточно обширной. Это существенно влияет на деятельность ведомства, а, точнее, широту его непосредственных полномочий. При этом грамотная нормативная база дает возможность реализовывать все функции максимально точно, полно и оперативно.

Перечень функциональных задач упомянутого в статье ведомства является достаточно обширным.

Как мы уже указывали ранее, в задачи основных направлений деятельности службы вошли цели, ранее принадлежащие иным исполнительным органам. Ключевые функции предусмотрены в Положении о ФСФР.

На основе ведомостей, которые в нем указаны, можно утверждать, что федеральная служба по финансовым рынкам создана для:

  1. Выпуска и регистрации специальных ценных бумаг, проспектов этих документов, а также создания отчетов об этой деятельности.
  2. Обеспечение открытости информации на рынке в соответствии с положениями актов законодательства России.
  3. Осуществление надзора за профессиональными игроками рынка ценных бумаг, акционерными фондами инвестиционного характера , негосударственными пенсионными фондами и т. д.
  4. Осуществление надзора и контроля в сфере деятельности страхового характера, что включает в себя ведение Реестра субъектов страхования, выдачу лицензий брокерским, страховым компаниям, контроль за фактическим исполнением отраслевых нормативных актов и т. д.

Как мы видим, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России имеет обширный перечень функциональных задач, что говорит о её исключительной эффективности в сфере соответствующего типа регулирования.

Структура ФСФР

Любой государственный орган имеет собственную функциональную структуру, которая позволяет ему реализовывать все задачи максимально грамотно и эффективно. Федеральная служба по финансовым рынкам состоит из центрального аппарата и автономных органов территориального значения.

В систему первого элемента входят: управление эмиссионных ценных бумаг, управление организации и проведения мероприятий надзорного характера, управление административное и т. п. То есть, в центральном аппарате собраны основные подразделения по всем направлениям деятельности службы.

Территориальные органы позволяют выполнять функции службы на местах. Данные подразделения в свое время находились в девяти округах Российской Федерации.

Руководство и международная деятельность

Как мы знаем, Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена на сегодняшний день. Аналогией органу СТАЛО структурное подразделение в Банке России. Тем не менее за время существования ведомство успело получить определенный авторитет. К примеру, ФСФР было постоянным членом специальной международной организации, специализирующейся на ценных бумагах.

Что касается руководства службы, то последним известным руководителем был Дмитрий Панкин. На сегодняшний день этот человек является председателем правления ЕАБР (Евразийского банка развития). Большая часть руководства службы перешла в Центральный банк России, кроме Панкина.

Вывод

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет некогда существовавшая Федеральная служба по финансовым рынкам. Ведомство выполняло важные задачи. Поэтому остается только надеяться, что существующий аналог его станет не менее функциональным органом в финансовой сфере современности.

Источник: //FB.ru/article/273128/federalnaya-slujba-po-finansovyim-ryinkam-fsfr

Военный юрист
Добавить комментарий