Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

Природный камень в интерьере и строительстве

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

Природный камень сегодня используется в интерьере и строительстве в тех случаях, когда хотят произвести впечатление на гостей или посетителей. Благодаря своему неповторимому и роскошному внешнему виду, натуральный камень дорого ценится специалистами. Этот материал относят к элементам роскоши и достатка.

Отделка природным камнем элементов интерьера

Сделать интерьер максимально интересным можно благодаря использованию природного камня — экологически чистого материала, внеся выраженную текстуру и фактуру. Мебель с рисунком древесины зебрано, паркетная доска с натуральной текстурой дерева, росписи на стенах в сочетании с природным камнем – это те элементы, что оживят лаконичный интерьер.

Сочный акцент многоцветия каменных оттенков становится лейтмотивом интерьера. Он проявляется и в мебели и в декоре: фасадах, шторах и ковриках-лужайках.

Светодиодная подсветка в сочетании с природным камнем, таким как кварцит, гнейс болгарский, песчаник добавляют камерности интерьеру.

Использование каменных элементов в декоре демонстрирует наличие безупречного вкуса у владельца. Это мировая классика как интерьера, так и экстерьера.

Использование природного камня в облицовке на протяжении тысячелетий связано с его уникальными свойствами и преимуществами. Он износоустойчив и морозоустойчив, почти не впитывает влагу, обладает неповторимостью структуры и разнообразием цветовых оттенков и их сочетаний. Дикий, рваный, дерзкий. Или мягкий и нежный. Он гармонично вписывается в окружение, принося с собой красоту и надёжность.

Натуральный облицовочный камень в современном дизайне

Природный камень в современном дизайне применяется как:

  • роспись и дизайнерская облицовка диким камнем в интерьере;
  • внутренние работы;
  • украшение природным камнем наружных стен;
  • наружная отделка.

Два тренда, на которые стоит обратить внимание в текущем сезоне – подбор цветовой гаммы и натуральность материалов. Сейчас самым актуальными цветовыми решениями считаются мягкие и акварельные оттенки.

Все чаще люди отдают предпочтение природному камню, ведь он бывает и бежевым, кремовым, хаки, песочным, бледно-розовым, оливкового цвета. Чтобы быть гармоничным, интерьеру достаточно несколько ярких пятен.

Добавить контраста можно при помощи сочетания камня с живописью. Натуральность – основа тренда.

В мире высоких технологий и постоянного прогресса человеку необходимо сохранять связь и общность с традициями и природой. Натуральный камень и дерево прочно входят в жилые зоны человека. Дизайнеры стараются использовать материалы, создающие такую общность.

Гранит, бамбук, ротанг, пробковые панели, дерево способны наполнить помещение жизненной энергией и силой.
Узнать цены на камин из мрамора, как правило, можно узнать на сайте компании производителя.

Выбирать такую компанию лучше из свего региона, потому что доставка камня или изделий из него может обойтись вам очень дорого.

Где именно их использовать природный камень?

Природный камень применяется в отделке практически любых поверхностей — камины, откосы, арки, лестницы, ступени, колонны, подоконники, заборы, цоколи, фасады, окна, двери, можно сделать каменный пол, потолок, стену, угол, бассейн, колодец или дорожку. Очень эффективно используется прием контраста «первобытности» каменных стен и домашнего уюта с помощью мягкой кожи в интерьере.

Атмосферу сказки можно воплотить и в гостиной и в детской, в ванной и коридоре, на кухне и в зале, да в любом помещении вашего дома, сочетая благородный природный камень и другие современные элементы декора.

Дом, в котором мы живем, отражает нашу личность, наши вкусы, интересы, особенности характера.

Взрослый человек, сознательно или нет, раскрывается через интерьер и по сути каждый из нас может выразить самого себя в атмосфере собственного дома.

Натуральный камень в строительстве

Натуральный камень — это просто сама природа. Со времени возникновения человечества камень служил ему строительным материалом: из него воздвигались величественные замки, дворцы и соборы, и из него же строились куда более скромные жилые дома, фермы, склады…

Цвета, форма, текстура камня настолько разнообразны, он допускает столь различную обработку, что одинаково хорош как для строительства, так и в роли декоративного и поделочной материала. Наиболее распространенные способы обработки камня — это шлифовка различной степени и полировка Толщина блока или плиты определяется прочностью конкретного вида камня.

Каменный пол обычно укладывается на слой цементного раствора, поэтому получается еще более тяжелым, что делает его фактически непригодным для квартир.

Натуральный камень можно приобрести в специализированных магазинах или прямо в каменоломне, однако укладку пола, безусловно, следует поручить специалисту. Невозможно найти две совершенно одинаковые каменные плиты — в этом с камнем не может сравниться никакой другой материал.

Он хорош для любых помещений, однако, как и в случае с плиткой, необходимо, чтобы размеры плит были пропорциональны размерам конкретного помещения.

Разновидности натурального камня

Натуральный камень классифицируют исходя из того, к каким горным породам он относится: метаморфическим, осадочным или магматическим.

  • Метаморфические породы образовывались при высоких температурах и давлении, поэтому они очень твердые. Наиболее известные камни этой группы — мрамор и сланец.
  • Осадочные породы сформированы осадочными и органическими веществами, отсюда их меньшая прочность и более рыхлая текстура. В эту группу входят песчаник и известняк, широко используемые в строительстве.
  • Наконец, магматические породы являются наиболее древними и благодаря своей кристаллической структуре поддаются полировке буквально до зеркального блеска. Самая известная из магматических пород — гранит.

Иногда в продаже можно встретить каменные плиты из старинных построек. В этом случае следует удостовериться, что они не имеют художественной или архитектурной ценности.

Гранит в современном строительстве

Гранит исключительно тверд, прочен и успешно противостоит воздействию кислот. В его состав входят полевой шпат, кварц и слюда. Способ его обработки зависит от цели его предназначения.

Если на него попадет вода, он может стать скользким, поэтому поверхность гранитного пола в кухне или ванной не должна быть слишком гладкой.

Но со временем наши подошвы постепенно «натирают» такой пол, и тогда следует обратиться к специалисту, который вернет ему шероховатость.

Гранит чаще всего используют для облицовки фасадных элементов, внутренней отделки или создания малых архитектурных форм. Сегодня можно купить уличные фонтаны из гранита и других пород камня и установить его в своем дворе. Разнообразие форм и размеров даст возможность воплотить в жизнь самые необычные ваши идеи.

Известнк — практичный натуральный камень

Цвета и оттенки известняка светлее, чем у гранита, хотя также бывают и достаточно темными; однако, не обладая кристаллической структурой, этот камень выглядит менее эффектно.

Он дешевле гранита, но не столь прочен: быстрее стирается и неспособен сопротивляться воздействию кислот. Песчаник — нечто среднее между гранитом и известняком.

Он прочнее, да и дешевле последнего, однако из-за пористой структуры прочность его все же оставляет желать лучшего.

Поделись этой инфой в соцсетях!

Источник: http://kayrosblog.ru/prirodnyj-kamen-v-interere-i-stroitelstve

Архитектура в Средние века

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

Эпоха средневековья представлена двумя основными стилями:

Романский стиль

Замечание 1

Слово «романский» имеет латинские корни «romanus» – римский. «Норманнский» – так именуется он в Англии.

Развитие стиля пришлось на одиннадцатый век нашей эры. Наиболее полное отражение стиль нашел в архитектуре.

Распространение романского стиля получило движение от монашеских орденов, возникающих тогда в больших количествах.

В то время для орденов возводились архитектурные сооружения в виде монастырей, храмов, приходских, крепостных, кафедральных церквей, что в свою очередь способствовало накоплению опыта в строительстве.

На смену военным римским лагерям приходили городские постройки, играющие роль административных центров, жилые дома приняли форму крепостных башен и крепостей.

https://www.youtube.com/watch?v=w_Ln3OaINW8

Романские постройки характеризуются лаконичностью наружной отделки, основательностью и прочностью, массивностью стен и узкими проемами окон. При этом сооружения идеально вписываются в окружающий ландшафт.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Влияние монашеских орденов напрямую отразилось на внешнем облике зданий. Здания не имеют излишеств, строги и практичны, но при этом окна могли быть как в форме трилистников, так и глаз, ушей. Сооружения отличаются своей массивностью, всем своим видом указывая на силу и мощь владельца.

Основные особенности романского собора:

  • высота,
  • увеличенная алтарная часть,
  • каменные своды, обычно крестовые, коробовые, плоские по балкам, цилиндрические пришли в замену кессонным потолкам,
  • мощные колонны и стены,
  • полуциркульные арки,
  • продольная организация пространства в основе плана.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в романском стиле:

  • Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберга;
  • Окемский замок;
  • Лаахское аббатство Святой Марии;
  • Лимбурский собор;
  • Церковь Святого Якоба;
  • Церковь Богородицы в Калуннборге;
  • Пизанский собор.

Даремский собор был сооружен в 1093 г. в г. Дарем, поблизости с границей с Шотландии, по поручению епископа Вильгельма де Сен-Кале. Расположен на вершине утеса. Помимо эстетической функции выполняет еще и оборонительную роль.

Окемский замок был возведен в конце двенадцатого века в виде усадьбы барона нормандского Волчелин Де Ферреса в Великобритании.

Рисунок 1. Окемский замок в Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лаахское аббатство – средневековый монастырь в Германии, возведенный на берегу Лаахского озера в 1216 году. Является одним из самых выдающихся по красоте архитектурным сооружением романского стиля.

Лимбурский собор строился в четыре этапа с 1206 по 1235 год на месте старинного храма.

Церковь Богородицы была основана около 1170 года на северо-западе города Калуннборг в Дании. Церковь выстроена в форме греческого креста из красного кирпича. По многим параметрам схожа с Иерусалимским Храмом Гроба Господня. Своими пятью башнями отсылает на посланный Богом на землю Небесный Город, так называемый Небесный Иерусалим.

Пизанский собор – действующий собор, музей в Итальянском городе Пиза, построен в конце тринадцатого века. Собор уникален своим стилем, в котором собраны архитектурные элементы византии, ислама, ломбардии.

Имеет вид латинского креста, применение техники чередования белого и черного мрамора и арочных сводов внутри собора создает ощущение огромного пространства, свойственным мечетям. Византийское влияние основывается на применении колоннад из гранита черного цвета.

Колонны ранее были привезены из мечети города Палермо, в 1063 году завоеванной пизанцами.

Замечание 2

В целом романский стиль господствовал в Западной и частично в Восточной Европе в XI-XII веках.

Готический стиль

Ярчайший символ архитектуры европейского Средневековья, пришедший на смену Романскому стилю, является Готический стиль. Термин «готика» возник гораздо позже самой эпохи, в Новое время, как презрение к культуре, привнесенной варварами-готами в европейское искусство. Понятие указывало на отличие средневековой культуры от стилистики Древнего Рима.

Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.

Особенности готического стиля в архитектуре:

  • Полуарки (аркбутаны) или стрельчатые каменные арки, придающие строению невесомость и воздушность
  • Узкие башни, стремящиеся ввысь
  • Кованые шпили на крыше
  • Геометрическое подчеркивание вертикали во всех частях сооружений, стремящихся ввысь
  • Огромное количество элементов декора (вимперги, тимпаны, архивольты)
  • Удлиненные окна больших размеров стрельчатого типа, как правило с витражными узорами.
  • Порталы, как элементы обрамления главного входа в здание, предназначенные для визуального увеличения проемов дверей
  • Кованые массивные двери в заостренных, глубоких, вытянутых проемах.

Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:

  • Собор Шатре
  • Собор Реймсе
  • Собор Парижской Богоматери
  • Кельнский собор

Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.

Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.

Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.

Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.

Замечание 3

На смену Средневековья пришла эпоха Возрождения или как еще называли эту эпоху – Ренессанса.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/epohi_arhitektury/arhitektura_v_srednie_veka/

Натуральный камень: история обработки

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья
21.12.2015

В древние времена камни имели большое значение в жизни людей: из них изготавливались орудия труда, быта и охоты. В то время обработка камня не требовала особых умений: материал просто обрабатывали с помощью другого камня. Несмотря на примитивный внешний вид древних орудий труда, они значительно упрощали жизни людей.

Со временем сферы применения натуральных камней только расширялись, и камни стали применяться для создания первых объектов искусства – наскальных рисунков.

Древние люди заметили, что некоторые камни позволяют откалывать кусочки от скал, что позволяло создавать рельефные изображения или просто окрашивать поверхность.

Постепенно развитие применения камня дошло до того, что натуральный камень стали использовать для создания обрядных предметов.

Умение работы с камнем передавалось из поколения в поколение, и быстро совершенствовалось с каждым годом: по всему миру стало появляться всё больше скульпторов и архитекторов. Главными мастерами по обработке камня являлись древние греки, которые внесли существенный вклад в развитие этой области.

Большой популярностью в то время пользовались мраморные изделия и скульптуры. Например, знаменитый Парфенон – храм богини Афины, изготовлен именно из мрамора. Кроме того, величайший итальянский скульптор Микеланджело, во многих своих работах использовал мрамор.

Однако история знает немало примеров, доказывающих, что мрамор был не единственным популярным в архитектуре и скульптуре натуральным камнем. Например: статуи Будды, расположенные во многих уголках Азии или египетский Сфинкс, высеченный из скалы.

Обработка натурального камня в России

Натуральный камень пользовался популярностью и в России.

Уже в XVIII веке в России стали появляться камнерезные фабрики, которые позволяли вывести использование материала в промышленные масштабы.

Такие фабрики находились на Алтае и Урале, поскольку данные края богаты натуральными камнями. Многие камнерезные фабрики сохранились и по сегодняшний день, хотя и прекратили своё функционирование.

В то же время в царской России были популярны изделия из натурального камня: подсвечники, вазы и другие декоративные предметы. Наибольшей популярностью у знати пользовались изделия из малахита, нефрита, яшмы. Некоторые из них имели огромные размеры: на сегодня сохранились вазы высотой более одного метра и двухметровым диаметром.

До начала XIX столетия процесс обработки натурального камня требовал неимоверных сил. Для отделения куска нужного размера использовали специальные пилы. Во время процесса распиливания под лезвие инструмента сыпали абразив,чтобы ускорить работу.

Его же использовали для шлифовки поверхности материала. Для качественной шлифовки использовали специальную смесь: абразив смешивали с водой и мелкими частицами камня.

А чтобы добиться блестящей поверхности,использовалась специальная войлочная подушка, которую ещё называли куклой.

Многие мастера искали решение, чтобы упростить работу с камнем. Огромный вклад в облегчение работы с природным материалом внёс Никита Бахарев – уральский мастер обработки камня. Благодаря его работе был создан полуавтоматический механизм для обработки натурального камня, который существенно облегчил труд.

Данный механизм быстро получил своё распространение и через некоторое время подобные механизмы были установлены на большинстве фабрик страны. Завершающие штрихи в развитие данного механизма внёс ученик и помощник Бахарева – Василий Каковин.

Мастер сумел модернизировать инструмент и позволил упростить ручной труд распила и сверления материала.

Современные способы обработки камня

Сегодня необходимость ручного труда для обработки камня сведена к минимуму: заводы и фабрики автоматизированы и усовершенствованы, и не требуют тяжёлых усилий. Исключением являются случаи, когда изделия требуют особой ручной обработки.

Важным аспектом в обработке камня является его фактура. Именно от неё зависит дальнейшее использование материала. Она важна не только при изготовлении предметов интерьера, но и при создании декоративных материалов отделки.

Однако есть породы камня, которым идёт только определенная фактура. Например, любой тип поверхности будет красиво смотреться на граните, однако такие виды материала как оникс, мрамор и нефрит, требуют исключительно полированной поверхности.

Фактурная обработка позволяет получить множество видов поверхности камня:

  1. Полированная. Отличается особой гладкостью и ярко выраженным зеркальным блеском.
  2. Шлифованная. Достаточно ровная поверхность, однако имеет небольшие и одинаковые выступы высотой до 0.5 мм,
  3. Точеная. Имеет равномерно шероховатую структуру. Максимальная высота неровности 5 мм.
  4. Колотая. Неравномерная поверхность, имеющая впадины и выступы, достигающие размеров до 20 см.
  5. Гладкая матовая. Отличается высокой гладкостью и не имеет зеркального блеска.
  6. Пиленая. Данный тип не подвергается обработке после машинного распиливания. Максимальный размер неровности 2 мм.

Натуральный камень стремительно прошёл свой путь от материала для орудий труда и до элемента дизайна, и сегодня трудно переоценить значение этого природного камня в архитектуре и ремонте.

Источник: https://jazzstone.ru/naturalnyiy-kamen-istoriya-obrabotki/

Самые известные каменные сооружение Средневековья

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

За эпоху Средних веков, длившуюся более тысячи лет, человечество создало бесчисленное множество великолепных и грандиозных строений из камня, сохранившихся до наших дней, ставших настоящими шедеврами архитектуры.

Поражают взор такие сооружения, как храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), Тауэр в Лондоне, Нотр-Дам де Пари, аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, Покровский собор в Москве и многие другие.

Разумеется, при возведении и отделке многих памятников средневековой архитектуры использовались станки для резки камня.

Константинопольский храм Святой Софии

Его воздвигли в начале эпохи Средневековья в столице Восточной Римской империи в пору ее наивысшего могущества, в годы правления Юстиниана I Великого. Софийский собор был призван символизировать истинность и силу христианской веры, мощь и непобедимость империи.

Строительство храма велось в 532-537 годах архитекторами Исидором Милетским и Анфимием Тралльским, под контролем которых ежедневно работало по 10 тысяч рабочих.

При возведении собора употребили лучший мрамор, колонны из языческих храмов Рима, Эфеса и Египта, для его украшения использовали большое количество золота, серебра, слоновой кости и самоцветов. На постройку собора Святой Софии было истрачено три годовых дохода империи.

Храм увенчан громадным куполом, ставшим шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутри он украшен высокохудожественными мозаикой и фресками.

Захватив в 1453 году столицу пришедшей в полный упадок Византии, турки-османы превратили бывший некогда главным храмом христианского мира собор в мечеть, пристроив к нему четыре минарета. Сейчас это грандиозное сооружение является музеем.

Лондонский Тауэр

Эта крепость была основана королем Вильгельмом I Завоевателем в 1066 году. За свою долгую историю Тауэр выполнял функции цитадели, резиденции монарха, королевской сокровищницы, склада оружия, монетного двора, тюрьмы для государственных преступников и знатных людей, обсерватории, зверинца.

Король Вильгельм приказал возвести Тауэр (это слово переводится с английского как «Башня») для предотвращения восстания покоренных нормандцами англосаксов и для использования в качестве цитадели.

При знаменитом монархе Ричарде I Львиное сердце в XII столетии были сооружены еще несколько башен разной высоты и два ряда грандиозных крепостных стен и выкопан ров, что превратило Тауэр, с тех пор практически не изменившийся, в одну из самых неприступных крепостей в средневековой Европе. Когда это сооружение использовалось в качестве тюрьмы (с 1190 г.

), в нем содержались узники благородного происхождения, в числе которых побывали три королевы Англии (впоследствии казненные) и будущая монархиня Елизавета I. Последними заключёнными Тауэра стали в 1952 г. бандиты – братья-близнецы Крэй.

Аббатство Мон-Сен-Мишель

Этот величавый монастырский комплекс на острове и горе Святого Михаила у берегов Нормандии постепенно строился на протяжении нескольких столетий – с XI по XVI век. Возведение на вершине горы монастырской церкви, увенчанной остроконечной башней, началось в 1023 году и продолжалось более столетия.

В архитектуре сооружений на острове Святого Михаила господствуют романский и готический стили. В годы Столетней войны англичане, покорившие значительную часть территории Франции, так и не смогли захватить аббатство Мон-Сен-Мишель с его мощными стенами. Оно неоднократно частично разрушалось, восстанавливалось и перестраивалось.

В 1879 году остров был соединен с материком дамбой, по которой в наше время к шедевру средневековой архитектуры можно проехать на автомобиле.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Этот символ Франции возводился в 1163-1345 гг. под руководством многих архитекторов. Грандиозный и величавый фасад данного готического сооружения разбивается пилястрами по вертикали на три части.

По горизонтали галереи делят его на ярусы, в нижнем из которых имеются большие порталы: «Страшного суда» в центре, «Богородицы» с одной стороны и «Святой Анны» с другой.

Выше них сооружена аркада («Галерея Царей») с двадцатью восемью изваяниями, изображающими правителей ветхозаветной Иудеи.

В Нотр-Дам де Пари, как и в различных соборах, созданных в готическом стиле, отсутствует живопись на стенах, но его украшают впечатляющие витражи высоких стрельчатых окон. Этот памятник архитектуры был отреставрирован в середине XIX столетия по проекту архитектора Виолле-ле-Дюка, когда к нему были добавлены шпиль и знаменитая галерея с причудливыми химерами.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве

Он был возведен на исходе Средневековья в ознаменование присоединения к Русскому государству Казанского царства в пору правления царя Ивана IV Грозного, в 1555-1561 годах.

Этот удивительное сооружение, официальное название которого – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а неофициальное – храм Василия Блаженного, является одним из символов Москвы и России. Сведения об осуществлявших его проектирование зодчих легендарны.

Историки до сих пор спорят о том, кто же руководил созданием данного храма. Но очевидно, что этот собор отличается эклектичным стилем, соединяющим в себе мотивы и приемы как русского зодчества, так и западной архитектуры эпохи Возрождения. Он состоит из девяти церквей, носящих разные названия.

Восемь из них собраны в группу вокруг возвышенной над ними и имеющей форму столпа центральной церкви. Они увенчаны пестрыми, отличающимися друг от друга по цвету куполами в форме луковиц. Между составляющими собор церквями расположены сводчатые переходы.

Храм Василия Блаженного много раз ремонтировался и дополнялся новыми элементами. Так, в конце XVIII века пол церкви Николы Великорецкого покрыли белыми плитами, для изготовления которых использовался камнерезный станок. Сейчас Покровский собор является филиалом Государственного исторического музея.

Сохранившиеся до наших дней известные сооружения Средневековья – это уникальные ценности в духовной сокровищнице человечества, созданные талантом и мастерством архитекторов и каменщиков.

Источник: https://diammarket.ru/reviews/samye_izvestnye_kamennye_sooruzhenie_srednevekovya/

Каменные историко-археологические памятники (29 фото)

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

К самым известным каменным историко-археологическим памятникам, созданным человеком, относятся пирамиды Гизы, Стоунхендж, дольмены, истуканы острова Пасхи и каменные шары Коста-Рики.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию подборку не столь известных, но не менее интересных каменных историко-археологических сооружений древности.

Долина кувшинов в Лаосе

Долина кувшинов – это группа уникальных площадок, хранящих в себе необычные историко-археологические памятники – огромные каменные кувшины. Находятся эти загадочные объекты в провинции Сиангкхуанг, в Лаосе. Среди густой тропической флоры разбросаны тысячи исполинских каменных сосудов. Размер кувшинов колеблется от 0,5 до 3 метров, а вес самых крупных достигает 6 тысячи кг.

Большинство гигантских каменных горшков имеет цилиндрическую форму, но также встречаются овальные и прямоугольные кувшины. Рядом с необычными сосудами нашли круглые диски, которые предположительно использовались как крышки для них. Изготавливали эти горшки из гранита, песчаника, скальных пород и кальцинированного коралла.

Ученые предполагают, что возраст каменных чаш составляет 1500 – 2000 лет.

Территория долины включает в себя более 60 площадок, на которых расположены группы исполинских сосудов.

Все площадки вытянуты вдоль одной линии, что может быть свидетельством того, что раньше здесь был древний торговый путь, который обслуживали площадки с кувшинами.

В городе Пхонсаван сосредоточено наибольшее количество кувшинов, это место называют “Первой площадкой”, на которой насчитывается около 250 сосудов самых разных размеров.

Существует огромное количество теорий и предположений касательно того, кем и для каких целей были созданы столь своеобразные сосуды. По мнению ученых, эти кувшины использовались древним народом, обитающим на юго-востоке Азии, культура и обычаи которого до сих пор остаются неизвестными.

Историки и антропологи предполагают, что огромные кувшины могли быть погребальными урнами их использовали в похоронных ритуалах. Существует версия, что в них хранили продукты, другая версия гласит, что в сосудах собиралась дождевая вода, которой пользовались торговые караваны.

Лаосские предания говорят, что этими исполинскими кувшинами пользовались как обычной посудой, проживавшие здесь в древние времена великаны. Ну а версия местных жителей гласит, что в кувшинах-мегалитах изготавливали и хранили рисовое вино.

Сколько бы версий и теорий не выдвигалось Долина кувшинов, бесспорно, остается неразгаданной загадкой.

Национальный историко-археологический заповедник «Каменная могила»

Историко-археологический заповедник «Каменная могила», который находится вблизи г. Мелитополя на берегу реки Молочная и является мировым памятником древней культуры на Украине.

Это остатки песчаника Сарматского моря, вследствие природных преобразований постепенно на этом месте сформировался уникальный каменный монолит, в котором на протяжении тысячелетий образовывались пещеры и гроты, которые древние люди использовали в культовых целях.

До наших дней сохранились наскальные рисунки и каменные таблички с древними письменами, загадочные знаки и изображения, датируемые XXII – XVI тыс. до н.э.

Каменная могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр.

могила), отсюда и происходит её название.

Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище

Аркаим

Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области.

Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН.

Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов.

Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа — таких в степной зоне раньше не находили.

В ходе изучения выяснилось, что памятник представлял собой поселок, созданный по заранее продуманному плану, с четкой градостроительной идеей, сложной архитектурой и фортификацией.

В течение нескольких последующих лет было обнаружено еще 20 таких поселений, что позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название “Страна городов”.

В науке эта археологическая культура называется аркаимско-синташтинской.

Значимость открытия Аркаима и других укрепленных поселений этого типа, является бесспорной, так оно дало совершенно новые данные о путях миграции индоевропейцев и позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. Аркаимцы занимались металлургией и металлообработкой, ткачеством, гончарством. Основу их хозяйства составляло скотоводство.

Укрепленные поселения аркаимско-синташтинской культуры датируются рубежом III-II тысячелетий до н.э. Они древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий, современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.

Каменные памятники в горах Улытау

Горы Улытау – уникальный археологический заповедник Казахстана. Здесь, на относительно небольшой территории, находится огромное количество исторических и культурных памятников VI — VIII вв.

Археологами обнаружены группы каменных изваяний и наскальных рисунков с изображениями сабель, кинжалов, посуды и многое другое.

Особо уникальными являются каменные изваяния – балбалы, котрые ставились перед каменными изваяниями батыров, полководцев ставится вереница балбалов. Иногда количество их достигает 200.

Наряду с мужскими изваяниями устанавливались и женские. В зависимости от возраста человека они называются «девушка-камень», «женщина камень», «старуха-камень». Именно поэтому существует еще одно, славянское название балбалов – каменные бабы.

Археологический комплекс Гунунг Паданг

Священная гора Гунунг Паданг (Gunung Padang) находится в р-не Бандунг, Западная Ява.«Гора Света» (или «Гора Просветления») представляет собой гору, на вершине и склоне которой было обнаружен многоярусный комплекс сооружений с главной пирамидой на вершине.

Первыми обратили внимание на нее голландцы в 1914 году. В своем отчете сотрудники колониальной Археологической службы упомянули ее как гору Гунунг-Паданг (Гора Просветления), на вершину которой местные жители поднимаются для медитаций. Вторично она мелькнула в 1949 году, после чего пропала ровно на 30 лет. Только в 1979 году на ее вершину поднялись ученые – географы и геологи.

На макушке горы они нашли сотни каменных глыб правильной формы, расставленных в определенном порядке.

Помимо явного разделения Горы Паданг на пять уровней, мегалитов, разбросанных по всей высоте горы, на площади в 900 кв м, андезитовых колон и т.д., исследования показали наличие полой камеры. Размер камеры 10 м в ширину, высоту и длину.

Широко распространено мнение, что она находиться в «сердце Горы»

Расстояние до полости — 25 метров от повернности. Пробы грунта, извлечённые методом бурения, указывают возраст сооружения в диапазоне от 20 000 до 22 000 до н.э.

Подробнее об археологическом комплексе Гунунг Паданг здесь: http://fishki.net/1585958-arheologicheskij-kompleks-gunung-padang-indonezija.html?mode=profile:883426:posts

Древние камни Великобритании

Мен-Эн-Тол, Корнуэлл – таинственный камень, который, казалось бы, уже вечно стоит в болотах Пенвите.

Калланиш, расположенный на острове Льюис архипелага Большие Гебриды, является на данный момент крупнейшим памятником мегалитической культуры Британских островов. Реконструированная форма «камней Калланиша» была установлена предположительно в период неолита, примерно между 2,9 и 2,6 тыс. лет до нашей эры. Специалисты отмечают, что ранее (до 3000 года здесь располагалось святилище).

Калланиш образован тринадцатью вертикально стоящими монументами или группами камней, которые образую круги диаметром до тринадцати метров. Средняя высота камней составляет 4 метра, но может варьироваться в пределах 1-5 метров. Камни вырублены из местного гнейса. По популярности камни Калланиша могут по-соперничать со Стоунхенджем.

Эйвбери, Уиттшир. Местные фермеры привычно пасут овец среди ровесников Стоунхенджа, которые датируются 2500 г. до н.э.

Круг Бродгара, Стромнесс, Оркнейские острова – Британский ответ пирамидам Египта. Период камней датируется 3000 до н.э. Изваяний осталось всего 27 из 60.

Камни Роллайт, Оксфордшир

Брин Селли, Англси, Уэльс. Уэльс богат на старинные россыпи камней, однако известнейшее языческое сооружение — это, конечно же, Брин Сели («Курган темной комнаты»). На острове Англси он появился в период неолита (4000 лет тому назад).

Арбор-Лоу, Мидлтон-на-Йолгрив, Дербишир. 50 камней безмолвно стоят на плато Арбор-Лоу, что в нескольких минутах езды от Бейквелла.

Мегалиты Урала

Остров Веры на озере Тургояк.

Мегалиты острова Веры — комплекс археологических памятников (мегалитов — камерной гробницы, дольменов и менгиров) на острове озера Тургояк (около Миасса) в Челябинской области. Остров расположен около западного берега озера и при низком уровне воды соединяется с берегом перешейком, превращаясь в полуостров.

Мегалиты сооружены предположительно около 6000 лет назад, в IV тыс. до н. э

Культовая площадка Остров Веры.

Самым большим сооружением острова является мегалит № 1 — каменная конструкция размерами 19×6 м, врезанная в скальный грунт и перекрытая массивными каменными плитами. Стены сооружения выполнены методом сухой кладки из массивных каменных блоков.

Мегалит состоит из трех камер и соединяющих их коридоров. В двух камерах мегалита обнаружены вырубленные в скале прямоугольные ямы. Зафиксирована связь постройки с основными астрономическими направлениями.

Предварительно сооружение интерпретируется как храмовый комплекс.

Архитектурный комплекс на дне китайского озера Фусянь

Пирамида была найдена на дне китайского озера Фусянь (юго-западная провинция Юньнань).

Высота ее составляет 19 м, длина стороны основания – 90 м. Сооружение построено из каменных плит и имеет ступенчатую структуру. На дне озера имеется еще около десятка подобных объектов и около 30 сооружений других видов.

Площадь всего архитектурного комплекса составляет около 2,5 кв. км.

Со дна озера археолагами поднят глиняный сосуд, который, как утверждают специалисты, изготовлен в период Династии Восточная Хань, которая правила в 25 — 220 годах нашей эры, передает «Синьхуа».

Источник: https://nlo-mir.ru/sooruzheniy/35841-kamennye-istorikoarheologicheskie-pamjatniki.html

Архитектура: замковый камень

Природный камень в архитектурных памятниках средневековья

Декоративные элементы являются важной составляющей художественного образа архитектурного сооружения. Каждый архитектурный стиль имеет свой особый набор декоративных деталей. Одной из них является замковый камень. Его значимость архитекторы обычно показывали через крупный размер.

Что такое замковый камень в архитектуре?

Так в строении принято называть сильно выступающий из плоскости стены элемент, венчающий арку или арочный свод. Он имеет обычно клинообразную форму. Выполняется из дорогих материалов. Кроме того, декоративный замковый камень имеет и функциональное значение – укрепляет арочную конструкцию в самом неустойчивом, непрочном ее месте.

Камень как символ

Выражение “замковый камень” со временем вошло в нашу обыденную жизнь и стало символом прочности и устойчивости, основанной на самом важном, центральном элементе всей “конструкции”.

Например, в политике – общество, которое прочно держится за счет сильной и мудрой власти правителей. В христианстве “замковым камнем” часто называют Библию как основу религиозного вероучения и факт о воскресении Иисуса Христа как фундамент религии.

В случае опровержения или неприятия этого факта сама христианская религия была бы обречена.

Арочные конструкции впервые были использованы в строительном искусстве этрусками. Их переняли позже древние римляне и почитали за чудо. Именно потому церемонию закладки в арочную конструкцию замкового камня они сопровождали ритуальными действитями.

Изготавливали эту деталь римляне из дорогих пород камня, дерева. В то время замковый камень не накладывался на конструкцию арки. Он клином вбивался в нее таким образом, чтобы он стал ее распоркой и принял на себя большую часть нагрузки свода на опоры.

Замковый камень: вид, назначение

Что касается декоративного убранства сооружения, то замковые камни бывают простыми, состоящими из трех частей клиновидной формы, центральная из которых выступает больше, чем боковые. Часто украшаются рельефом или маскароном – рельефным изображением морды животного или лица человека.

Животные мотивы в оформлении замковых камней имели символическое значение, сходное по смыслу с древними оберегами, изображавшимися на “полотенцах” – досках, соединяющих стык причелин кровли торцевого фасада избы. В обоих случаях они выполняли защитную функцию.

А еще на замковом камне мог помещаться знак, содержащий информацию об авторе здания. Что-то наподобие клейма или монограммы. Эта традиция сохраняется с эпохи Средневековья. Наиболее распространено изображение львиных морд.

Ведь именно львы были традиционным символом стойкости, силы, мужества и храбрости, а также власти в средневековых городах. Они охраняли вход в дома вельмож и изображались даже на входных ручках.

Возникший на берегу Невы новый европейский город Санкт-Петербург на первом этапе имел мазанковую и деревянную застройку. Однако после 1718 года на Васильевском острове, а чуть позже на левом берегу, стали возводить каменные типовые дома по проекту первого архитектора города Доменико Трезини.

Стиль Петербурга первой четверти XVIII века принято называть петровским или ранним русским барокко. Одним из характерных декоративных элементов были простые оконные наличники с “ушками” по углам. Другим – замковый камень по центру верхней перекладины наличника или над ней.

Этот декоративный камень в то время был весьма лаконичен и, как правило, не украшался никакими изысками.

В эпоху Елизаветы Петровны замковые камни стали иметь более декоративный облик. Они украшались вертикальными желобками, гербами и рельефными украшениями, орнаментами, а подчас и вовсе заменялись на лепнину.

В этот период фасады зданий прорезывались окнами разнообразной формы, в том числе и в виде полуциркульной арки, где и находил свое “пристанище” замковый камень.

К слову, он впервые и стал использоваться именно на арках такого типа – еще в древние эпохи, обычно в классической архитектуре.

С 1830-х годов в Петербурге классицизм, в декоре которого замковые камни выполнялись в основном в виде маскарон, постепенно сменился следующим стилем – эклектикой.

В рамках этого стиля существовало направление “историзм”, возрождавшее в новых сочетаниях и смыслах декоративные элементы прежних архитектурных стилей.

На зданиях этого периода также можно встретить разнообразные виды декоративных замковых камней.

А в начале XX века в архитектуре северного модерна замковые камни стали оформляться и с использованием растительных и зооморфных мотивов.

Источник: https://FB.ru/article/319567/arhitektura-zamkovyiy-kamen

Военный юрист
Добавить комментарий