Роль организации дорожного движения в развитии автомобильно-дорожного комплекса РФ

Современное состояние развития автомобильно-дорожного комплекса России

Роль организации дорожного движения в развитии автомобильно-дорожного комплекса РФ

Сегодня автодорожный комплекс в России объединяет разнородные, управляемые разными органами власти, но, тем не менее, взаимозависимые и взаимодействующие подотрасли автомобильного транспорта и дорожного строительства, производственные сферы эксплуатации дорог и технической эксплуатации автомобильного транспорта, сферы контроля (надзора) и организации и регулирования безопасности дорожного движения, обеспечивающие их деятельность производства и эксплуатирующие организации (рис. 1.1). Эти подотрасли взаимосвязаны, но развиваются разными темпами. По темпам развития российский автодорожный комплекс в новом столетии опережает другие виды транспорта.

Рисунок 1.1 – Укрупненная структура автодорожного комплекса России

Современное состояние российского автомобильного транспорта характеризуется децентрализацией размещения и организации деятельности при государственном регулировании автотранспортной деятельности, тенденцией повышения доли ведомственного автотранспорта за счет сокращения доли транспорта общего пользования на открытом рынке перевозочных услуг, работающем по заявкам на выполнение перевозок, и многократным ростом (с 1991 года) сегмента автотранспорта личного пользования. При этом развитие российского автосервиса значительно отстает от темпов роста парка автомобилей в личном пользовании.

Конечным звеном в производственной деятельности автомобильно-дорожного комплекса служит выполнение перевозок автомобильным транспортом по территории России и в международном автомобильном сообщении.

Автомобильный транспорт в качестве важнейшего элемента транспортной системы страны осуществляет перевозки грузов во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.

Материально-техническая база современного автотранспорта разнородна и территориально распределена по всем обжитым регионам России (рис. 1.2).

Рисунок 1.2 – Материально-техническая база автомобильного транспорта

Автобусные, троллейбусные, трамвайные перевозки и метрополитен являются самым массовым и доступным видом регулярного общественного пассажирского транспорта, от эффективности работы которого в нынешних непростых условиях во многом зависит социальная и экономическая стабильность жизни слоев населения.

На долю автомобильного транспорта приходится более 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного), а на долю автобусного, троллейбусного, трамвайного транспорта и метрополитена – 95% пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта. Ежесуточно ими перевозится около 56 млн.

пассажиров, а грузовым автомобильным транспортом – более 15 млн.тонн грузов.

Конечно, автомобильному транспорту, как и любой отрасли, присущи специфические проблемы (рис. 1.3)., неотделимые от его техники, организации деятельности, технологий и истории. По мере развития автотранспорта эти проблемы усугублялись, и до сих пор ни одной стране мира не удалось найти их решения. Сегодня мы можем лишь сдерживать и смягчать их проявления на отдельных направлениях.

Рисунок 1.3 – Проблемы автомобильного транспорта

Наиболее острыми фундаментальными проблемами автотранспорта на сегодняшний день являются такие, как:

1. Безопасность дорожного движения.

Не секрет, что повышение ритма жизни современного общества влечет за собой проблему повышения скорости движения.

И проблема эта комплексного характера, требующая для своего решения с одной стороны – повышения коэффициента полезного действия (КПД) двигателя путем замены традиционного двигателя внутреннего сгорания с КПД в пределах 20%, на более мошные: газотурбинный, дизельный (частичное решение, так как он имеет массу недостатков, в частности экологических), газодизельный, инерционный (упоминавшийся жиробус с подзарядкой через каждые 1- 1,5 км на маршруте), роторно-поршневой Банке-ля, стирлинги двойной очистки и др., а с другой разработки дополнительных систем, программ и мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения аварийности, тяжести последствий и т.п.

Сегодня автомобильный транспорт, как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта. 

Тяжесть последствий ДТП в России в – 4 раза выше, чем в развитых странах, что объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи (в том числе из-за невозможности срочного сообщения о ДТП), несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения.

2. Транспортная безопасность.

Обеспечение безопасности движения на автотранспорте является в настоящее время одним из приоритетных требований. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:

  • -совершенствование конструкций транспортных средств;
  • – развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;
  • – совершенствование систем управления движением.
  • 3. Транспортные заторы в мегаполисах и перегруженность автомагистралей, отсутствие стояночных площадей.

На решение данного вопроса (и ряда других) направлены работы по созданию автомобилей повышенной грузоподъемности и пассажировместимости.

Эта проблема тесно связана, прежде всего с качеством автомобильных дорог, для обеспечения которого необходима замена традиционных материалов на новые, более прочные и дешевые (удачен опыт добавок, в том числе резины из отработанных автомобильных шин), а также изменение принципов, закладываемых при проектировании, строительстве (подземные, навесные и пр.), эксплуатации и др. 

Проблема стоянок автотранспортных средств, решается несколькими путями: строительство многоярусных, желательно подземных, гаражей, стоянок на крышах домов и эстакадах, в корпусах старых судов, установленных на берегу рек многих городов мира, на землях, использование которых невозможно для жизнедеятельности города, например в горе (г. Зальцбург), и т.п. 

4. Вредное воздействие на окружающую среду.

Автомобильный транспорт является сегодня одним из наиболее экологически опасных видов транспорта. Основное направление научных исследований — это поиск новых видов топлива: водородного (считается топливом будущего, первый патент был выдан в 1854 г.

), ядерного, газобаллонного, энергии Солнца, спиртов, добавок к бензину, синтетических видов (многие на угольной основе) и др., а также работы по внедрению электроэнергии в автомобильный транспорт (электромобиль экспонировался еще в 1899 г.).

Здесь актуальны вопросы веса, материала, зарядки, долговечности и другие проблемы аккумуляторов. 

Усложнившиеся условия движения привели к идее создания «летающего» автомобиля и в 1992 году в г.Эссен (Германия) на выставке был представлен такой автомобиль, имеющий восемь двигателей и управляемый

Page 3

Методология науки представляет собой действенный инструмент получения нового знания. Образно выражаясь, это «технологическая сердцевина» познавательной деятельности в науке. В технических науках методология – это средство получения недостающих сведений о вновь создаваемых или уже эксплуатируемых технических объектах.

Транспортная наука занимается одной из немногих отраслей техники, в которых производство и эксплуатация используемой ею техники разделились на две независимые производственные сферы с собственным научным и инженерным обеспечением. Поэтому методология транспортной науки, как выражено эксплуатационной отрасли технических наук, несет дополнительную специфику по отношению к специфике методологии технического знания.

Транспортная наука призвана не только обеспечивать совершенствование транспорта, но и формировать исходные требования и данные для инновационного совершенствования продукции отраслей, обслуживающих транспорт.

Применительно к автотранспорту этими отраслями промышленности служат автомобилестроение, автомобильная электротехника и телематика, нефтехимия и химия полимеров, лакокрасочная промышленность, производство гаражного оборудования, средств технического диагностирования и др.

Методология транспортной науки относительно молода. Исторически она сформирована усилиями лишь трех-четырех поколений исследователей. По традиции ее неписаные истины передавались от одного поколения к другому.

И дальнейшее развитие методологии транспортной науки всецело зависит от подготовленности молодых исследователей, их приверженности к работе в науке и к свободе передвижения, которая уже второе столетие обеспечивается автомобильной техникой.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Методология исследований и развития технологий эксплуатации автомобильного транспорта: учеб. пособие / С.М. Мороз, А.Н. Ременцов. – М.: МАДИ, 2013. – 216 с.
  • 2. Сердюков, Ю.М. История и методология транспортной науки : метод.пособие / Ю.М. Сердюков, Е.А. Большакова, Д.С. Долгорук, М.В. Нечипорук. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2011. – 31 с
  • 3. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Академия, 2003. – 528 С. (261-263).
  • 4. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки : учебник. – М.: Экзамен, 2005. – С. 159-167. (50-58, 121-217).
  • 5. Горохов, В.Г. Введение в философию техники : учеб.для вузов / В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Знание, 1995. – 384 с.; Жигалов, Н.Н. Социально-философские аспекты техники / Н.Н. Жигалов. – М. : Инфра-М, 1996. – 408 с.
  • 6. Образовательный сайт МГИУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://avto-barmashova.ru/organizazia_STO/sistema_tehnich_obslugivania/ index.html5
  • 7. Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей / Е.С. Кузнецов [и др.]. – М.: Наука, 2004. – 535 с.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1935611/tehnika/sovremennoe_sostoyanie_razvitiya_avtomobilno_dorozhnogo_kompleksa_rossii

тема России 1

Роль организации дорожного движения в развитии автомобильно-дорожного комплекса РФ
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26

  1.  1 Транспортная система России  
  2.  1.1Характеристика системы
  3.  2 Структура системы
  4.  2.1 Автомобильный транспорт
  5.  2.2 Промышленный транспорт
  6.  2.3 Общественный транспорт
  7.  2.4 Транспортные узлы
  8.  2.

    15 Транспортные коридоры

  9.  3 Управление системой
  10.  4 Транспортное законодательство
  11.  5 Автомобильно-дорожный комплекс России
  12.  5.1Введение
  13.  5.2 Развитие автомобильного транспорта в Российской Федерации в 1992-1999 гг 16-79
  14.  5.

    3 Развитие дорожного хозяйства Российской Федерации в 1992-1999 гг 80-128

  15.  5.

    4 Организация и обеспечение безопасности дорожного движения в РФ в 1992-1999 гг 129-175

  16.  6 Литература

Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.

Характеристика системы

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. кмавтомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс.

км воздушных линий, 70 тыс. кммагистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.

В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.

Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов ипригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов.

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем

По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).

Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).

Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.

Структура системы

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а такжепромышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

Автомобильный транспорт

Основная статья: Автомобильные дороги России

Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008).В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.

С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.

По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс.

жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс.

км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки[3].

Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).

Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.

В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур».

Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.

Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:

  1.  железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
  2.  технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи сприцепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
  3.  гидравлический транспорт,
  4.  канатный подвесной транспорт,
  5.  конвейерный транспорт.

Общественный транспорт

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км.

Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — имеется метрополитен.

Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.

Транспортные узлы

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов.

  1.  Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород,Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
  2.  Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

Транспортные коридоры

Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров.

В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый «Север—Юг» (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй «Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород) и третий (Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва —Калининград — Киев — Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис).

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России.

Управление системой

Основная статья: Министерство транспорта Российской Федерации

По состоянию на декабрь 2012 года управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Транспортное законодательство

Почтовая марка России, 2009 год:
200 лет транспортному ведомству России

Основные акты транспортного законодательства:

  1.  Конвенции о международных перевозках
  2.  Гражданский кодекс РФ
  3.  Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года
  4.  Воздушный кодекс РФ. Федеральный Закон РФ № 60-ФЗ от 19 марта 1997 года
  5.  Кодекс торгового мореплавания РФ. Федеральный Закон РФ № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года
  6.  Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года
  7.  Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года
  8.  Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  9.  Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта — различные правила перевозок и тарифы.

Введение к работе

Актуальность темы определяется особой значимостью на современном этапе исторического развития государственной политики в сфере совершенствования автомобильно-дорожного комплекса. Состояние дел в данной сфере в немалой степени обуславливает успешность ведущих современных экономик.

Более того, лишь единое, адекватное современным требованиям транспортное пространство может гарантировать необходимый уровень мобильности всех категорий населения, транспортной доступности регионов.

Поэтому, в конечном счете, оно является одним из ключевых условий, гармоничного развития единого национального экономического пространства, а также его интеграции в мировое хозяйство.

В единой транспортной системе России автомобильный транспорт и связанная с ним инфраструктура – автомобильные заводы, транспортные предприятия и средства, дорожная сеть, кадры, и т.д.

, которые, по мнению ведущих специалистов, в своем единстве и составляют самостоятельную подсистему – автомобильно-дорожный комплекс,1 занимают важное место.

Основными звеньями автодорожного комплекса являются автомобильная промышленность и автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, организация и обеспечение безопасности дорожного движения.

Изучение этих элементов позволяет сделать вывод о том, что во все времена транспорту в нашей стране отводилась особая роль. Он рассматривался как ключевое условие обеспечения целостности страны и беспрепятственного развития экономики.

Источник: http://samzan.ru/9718

Военный юрист
Добавить комментарий