Современное состояние развития автомобильно-дорожного комплекса России
Сегодня автодорожный комплекс в России объединяет разнородные, управляемые разными органами власти, но, тем не менее, взаимозависимые и взаимодействующие подотрасли автомобильного транспорта и дорожного строительства, производственные сферы эксплуатации дорог и технической эксплуатации автомобильного транспорта, сферы контроля (надзора) и организации и регулирования безопасности дорожного движения, обеспечивающие их деятельность производства и эксплуатирующие организации (рис. 1.1). Эти подотрасли взаимосвязаны, но развиваются разными темпами. По темпам развития российский автодорожный комплекс в новом столетии опережает другие виды транспорта.
Рисунок 1.1 – Укрупненная структура автодорожного комплекса России
Современное состояние российского автомобильного транспорта характеризуется децентрализацией размещения и организации деятельности при государственном регулировании автотранспортной деятельности, тенденцией повышения доли ведомственного автотранспорта за счет сокращения доли транспорта общего пользования на открытом рынке перевозочных услуг, работающем по заявкам на выполнение перевозок, и многократным ростом (с 1991 года) сегмента автотранспорта личного пользования. При этом развитие российского автосервиса значительно отстает от темпов роста парка автомобилей в личном пользовании.
Конечным звеном в производственной деятельности автомобильно-дорожного комплекса служит выполнение перевозок автомобильным транспортом по территории России и в международном автомобильном сообщении.
Автомобильный транспорт в качестве важнейшего элемента транспортной системы страны осуществляет перевозки грузов во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.
Материально-техническая база современного автотранспорта разнородна и территориально распределена по всем обжитым регионам России (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Материально-техническая база автомобильного транспорта
Автобусные, троллейбусные, трамвайные перевозки и метрополитен являются самым массовым и доступным видом регулярного общественного пассажирского транспорта, от эффективности работы которого в нынешних непростых условиях во многом зависит социальная и экономическая стабильность жизни слоев населения.
На долю автомобильного транспорта приходится более 80% общего объема перевозок грузов (без трубопроводного), а на долю автобусного, троллейбусного, трамвайного транспорта и метрополитена – 95% пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта. Ежесуточно ими перевозится около 56 млн.
пассажиров, а грузовым автомобильным транспортом – более 15 млн.тонн грузов.
Конечно, автомобильному транспорту, как и любой отрасли, присущи специфические проблемы (рис. 1.3)., неотделимые от его техники, организации деятельности, технологий и истории. По мере развития автотранспорта эти проблемы усугублялись, и до сих пор ни одной стране мира не удалось найти их решения. Сегодня мы можем лишь сдерживать и смягчать их проявления на отдельных направлениях.
Рисунок 1.3 – Проблемы автомобильного транспорта
Наиболее острыми фундаментальными проблемами автотранспорта на сегодняшний день являются такие, как:
1. Безопасность дорожного движения.
Не секрет, что повышение ритма жизни современного общества влечет за собой проблему повышения скорости движения.
И проблема эта комплексного характера, требующая для своего решения с одной стороны – повышения коэффициента полезного действия (КПД) двигателя путем замены традиционного двигателя внутреннего сгорания с КПД в пределах 20%, на более мошные: газотурбинный, дизельный (частичное решение, так как он имеет массу недостатков, в частности экологических), газодизельный, инерционный (упоминавшийся жиробус с подзарядкой через каждые 1- 1,5 км на маршруте), роторно-поршневой Банке-ля, стирлинги двойной очистки и др., а с другой разработки дополнительных систем, программ и мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения, снижения аварийности, тяжести последствий и т.п.
Сегодня автомобильный транспорт, как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта.
Тяжесть последствий ДТП в России в – 4 раза выше, чем в развитых странах, что объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи (в том числе из-за невозможности срочного сообщения о ДТП), несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения.
2. Транспортная безопасность.
Обеспечение безопасности движения на автотранспорте является в настоящее время одним из приоритетных требований. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:
- -совершенствование конструкций транспортных средств;
- – развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;
- – совершенствование систем управления движением.
- 3. Транспортные заторы в мегаполисах и перегруженность автомагистралей, отсутствие стояночных площадей.
На решение данного вопроса (и ряда других) направлены работы по созданию автомобилей повышенной грузоподъемности и пассажировместимости.
Эта проблема тесно связана, прежде всего с качеством автомобильных дорог, для обеспечения которого необходима замена традиционных материалов на новые, более прочные и дешевые (удачен опыт добавок, в том числе резины из отработанных автомобильных шин), а также изменение принципов, закладываемых при проектировании, строительстве (подземные, навесные и пр.), эксплуатации и др.
Проблема стоянок автотранспортных средств, решается несколькими путями: строительство многоярусных, желательно подземных, гаражей, стоянок на крышах домов и эстакадах, в корпусах старых судов, установленных на берегу рек многих городов мира, на землях, использование которых невозможно для жизнедеятельности города, например в горе (г. Зальцбург), и т.п.
4. Вредное воздействие на окружающую среду.
Автомобильный транспорт является сегодня одним из наиболее экологически опасных видов транспорта. Основное направление научных исследований — это поиск новых видов топлива: водородного (считается топливом будущего, первый патент был выдан в 1854 г.
), ядерного, газобаллонного, энергии Солнца, спиртов, добавок к бензину, синтетических видов (многие на угольной основе) и др., а также работы по внедрению электроэнергии в автомобильный транспорт (электромобиль экспонировался еще в 1899 г.).
Здесь актуальны вопросы веса, материала, зарядки, долговечности и другие проблемы аккумуляторов.
Усложнившиеся условия движения привели к идее создания «летающего» автомобиля и в 1992 году в г.Эссен (Германия) на выставке был представлен такой автомобиль, имеющий восемь двигателей и управляемый
Page 3
Методология науки представляет собой действенный инструмент получения нового знания. Образно выражаясь, это «технологическая сердцевина» познавательной деятельности в науке. В технических науках методология – это средство получения недостающих сведений о вновь создаваемых или уже эксплуатируемых технических объектах.
Транспортная наука занимается одной из немногих отраслей техники, в которых производство и эксплуатация используемой ею техники разделились на две независимые производственные сферы с собственным научным и инженерным обеспечением. Поэтому методология транспортной науки, как выражено эксплуатационной отрасли технических наук, несет дополнительную специфику по отношению к специфике методологии технического знания.
Транспортная наука призвана не только обеспечивать совершенствование транспорта, но и формировать исходные требования и данные для инновационного совершенствования продукции отраслей, обслуживающих транспорт.
Применительно к автотранспорту этими отраслями промышленности служат автомобилестроение, автомобильная электротехника и телематика, нефтехимия и химия полимеров, лакокрасочная промышленность, производство гаражного оборудования, средств технического диагностирования и др.
Методология транспортной науки относительно молода. Исторически она сформирована усилиями лишь трех-четырех поколений исследователей. По традиции ее неписаные истины передавались от одного поколения к другому.
И дальнейшее развитие методологии транспортной науки всецело зависит от подготовленности молодых исследователей, их приверженности к работе в науке и к свободе передвижения, которая уже второе столетие обеспечивается автомобильной техникой.
Page 4
Перейти к загрузке файла |
|
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
Источник: https://studwood.ru/1935611/tehnika/sovremennoe_sostoyanie_razvitiya_avtomobilno_dorozhnogo_kompleksa_rossii
тема России 1
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26
- 1 Транспортная система России
- 1.1Характеристика системы
- 2 Структура системы
- 2.1 Автомобильный транспорт
- 2.2 Промышленный транспорт
- 2.3 Общественный транспорт
- 2.4 Транспортные узлы
- 2.
15 Транспортные коридоры
- 3 Управление системой
- 4 Транспортное законодательство
- 5 Автомобильно-дорожный комплекс России
- 5.1Введение
- 5.2 Развитие автомобильного транспорта в Российской Федерации в 1992-1999 гг 16-79
- 5.
3 Развитие дорожного хозяйства Российской Федерации в 1992-1999 гг 80-128
- 5.
4 Организация и обеспечение безопасности дорожного движения в РФ в 1992-1999 гг 129-175
- 6 Литература
Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.
Характеристика системы
Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. кмавтомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс.
км воздушных линий, 70 тыс. кммагистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.
В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.
Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов ипригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов.
Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Подавляющая часть пассажирооборота приходится на четыре вида транспорта: воздушный (30 %), автобусный (29 %), железнодорожный (29 %) и метрополитен (9 %). Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта (рост по сравнению с 2000 годом почти в 3 раза) и снижение доли железнодорожного транспорта.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем
По данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).
Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).
Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 1990-е годы.
Структура системы
Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а такжепромышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.
Автомобильный транспорт
Основная статья: Автомобильные дороги России
Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008).В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс.
жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран: так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей. Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс.
км дорог федерального значения. По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки[3].
Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).
Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.
В сентябре 2010 года было завершено строительство автомагистрали «Амур».
Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.
Промышленный транспорт
К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91 в промышленный транспорт входят:
- железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
- технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи сприцепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
- гидравлический транспорт,
- канатный подвесной транспорт,
- конвейерный транспорт.
Общественный транспорт
Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км.
Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — имеется метрополитен.
Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км.
Транспортные узлы
На территории России можно выделить два типа транспортных узлов.
- Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород,Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
- Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).
Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.
Транспортные коридоры
Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров.
В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый «Север—Юг» (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй «Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород) и третий (Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва —Калининград — Киев — Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис).
Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России.
Управление системой
Основная статья: Министерство транспорта Российской Федерации
По состоянию на декабрь 2012 года управление системой транспорта в Российской Федерации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.
Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (включая проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации), городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.
Транспортное законодательство
Почтовая марка России, 2009 год:
200 лет транспортному ведомству России
Основные акты транспортного законодательства:
- Конвенции о международных перевозках
- Гражданский кодекс РФ
- Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года
- Воздушный кодекс РФ. Федеральный Закон РФ № 60-ФЗ от 19 марта 1997 года
- Кодекс торгового мореплавания РФ. Федеральный Закон РФ № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный Закон РФ № 24-ФЗ от 7 марта 2001 года
- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Федеральный закон № 259-ФЗ от 8 ноября 2007 года
- Федеральный Закон РФ № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности»
- Федеральный Закон РФ № 17-ФЗ от 10 января 2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Важные элементы нормативной базы деятельности транспорта — различные правила перевозок и тарифы.
Введение к работе
Актуальность темы определяется особой значимостью на современном этапе исторического развития государственной политики в сфере совершенствования автомобильно-дорожного комплекса. Состояние дел в данной сфере в немалой степени обуславливает успешность ведущих современных экономик.
Более того, лишь единое, адекватное современным требованиям транспортное пространство может гарантировать необходимый уровень мобильности всех категорий населения, транспортной доступности регионов.
Поэтому, в конечном счете, оно является одним из ключевых условий, гармоничного развития единого национального экономического пространства, а также его интеграции в мировое хозяйство.
В единой транспортной системе России автомобильный транспорт и связанная с ним инфраструктура – автомобильные заводы, транспортные предприятия и средства, дорожная сеть, кадры, и т.д.
, которые, по мнению ведущих специалистов, в своем единстве и составляют самостоятельную подсистему – автомобильно-дорожный комплекс,1 занимают важное место.
Основными звеньями автодорожного комплекса являются автомобильная промышленность и автомобильный транспорт, дорожное хозяйство, организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
Изучение этих элементов позволяет сделать вывод о том, что во все времена транспорту в нашей стране отводилась особая роль. Он рассматривался как ключевое условие обеспечения целостности страны и беспрепятственного развития экономики.
Источник: http://samzan.ru/9718