Смешанная избирательная система в современной России

Смешанная избирательная система: особенности

Смешанная избирательная система в современной России

Избирательная система – это система, которая определяет порядок выборов в представительные органы власти. Избирательная система выступает своеобразным институтом представительной демократии, где законы и решения принимаются депутатами – представителями, избранными населением.

Определение 1

Смешанная избирательная система – это система, основанная на одновременном использовании в избирательном процессе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Смешанная система возникла в результате объединения преимуществ пропорциональной и мажоритарной систем и, исключения (по возможности) их недостатков. Смешанная система стремится к максимально возможному использованию достоинств обеих систем.

При этом одна часть кандидатов избирается в соответствии с правилами одной системы, а другая – по правилам другой (к примеру, формирование нижней части палаты парламента Германии).

Использование принципов мажоритарной системы благоприятствует формированию устойчивого правительства, а пропорциональной системы – более полному учету избирателей, что точнее отображает реальную картину политической ситуации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В последние десятилетия к смешанной избирательной системе пришло около 30 стран (Западноевропейские страны, Армения, Албания, Япония, Сенегал, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Мексиканские Соединенные Штаты). Поведенные реформы позволили значительно ускорить в этих государствах процессы политической структуризации парламента и всего общества.

Смешанные избирательные системы различных стран обладают разными вариациями и отличаются уровнем демократизма. Система подсчета оказывает огромное влияние на политические процессы в социуме и на партийно-политическую систему.

Так, в Египте смешанная система – это комплексное ание по партийным спискам и индивидуальному баллотированию, при котором избирается по одну кандидату, выдвинувшему себя в каждом округе. Оставшиеся мандаты распределяются среди лиц, включенных в партийные списки.

В Австралии мажоритарно-пропорциональная система представлена в следующем виде: одну парламентскую палату избирают по мажоритарной избирательной системе, и она составляет абсолютное большинство, а вторая палата избирается по пропорциональной системе.

Отдельные смешанные системы имеют природу механического сочетания мажоритарного и пропорционального принципов (например, Российская Федерация): 50% Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а оставшаяся часть – по спискам избирательных блоков и объединений по пропорциональной системе. Такая же система используется в Германии, однако при этом комбинируются разные способы подсчета .

В последнее время в странах, где традиционной является мажоритарная система, все чаще можно наблюдать тенденцию к ее объединению в отдельных вопросах с пропорциональной избирательной системой.

Например, региональные законодательные органы власти в Великобритании (Национальное собрание Уэльса, парламенты Шотландии и Ольстера) избираются на основе пропорциональной системы.

Во Франции, где используется мажоритарная система, городской совет Парижа, законодательные органы власти департаментов и регионов, полностью избираются по партийным спискам.

Практика использования смешанной избирательной системы

В России в 2003 году Государственная Дума избиралась по мажоритарно-пропорциональной системе. При этом половина депутатов избиралась по федеральным спискам избирательных объединений, а вторая половина – по одномандатным округам.

Практика использования смешанной избирательной системы при избирательной компании в законодательные органы государственной власти субъектов РФ показала необходимость и важность внесения в федеральное законодательство, которое занимается вопросами регулирования порядка участия в выборах, дополнений и изменения, а именно:

  • заградительный порог (барьер, который должен пройти список кандидатов, для того, чтобы участвовать в распределении мандатов) не должен превышать 7%;
  • повысить до 30-50% общее число кандидатов, которые выбыли из списка кандидатов в качестве основания отмены регистрации списка, отказа в регистрации;
  • заполнить пробел в федеральном законодательстве о выборах и политических партиях, рассмотрев возможность выдвижения местными отделениями политических партий на выборах в органы местного самоуправления своих кандидатов.

Замечание 1

Многие исследователи считают, что мажоритарно-пропорциональная системам должна быть использована при формировании всех уровней представительных органов, в том числе при формировании таких органов в муниципальных образованиях.

В современных условиях в Российской Федерации на выборах депутатов представительных органов абсолютно всех уровней нужна смешанная избирательная система.

Такая система наиболее полно может отобразить интересы и конституционные права граждан страны, возможности, которые предоставляются политическим партиям в управлении страной и обществом, способствовать формированию и развитию института гражданского общества.

Преимущества использования смешанной избирательной системы

Использование мажоритарно-пропорциональной системы обладает рядом преимуществ:

  • стимулирует организацию региональных отделений разных политических партий, растет конкуренция, значительно повышается эффективность их деятельности;
  • повышается качество законотворческой деятельности, депутаты более интенсивно готовят поправки, растет требовательность к руководителям исполнительной власти регионов в отношении подготовки проектов законов и дальнейшей их реализации;
  • через политическую деятельность партий, их предвыборных программ, общественные мнение разных групп населения учитывается более объективно;
  • помогает сформировать профессиональный парламент, отражающий своим составом соотношение политических сил в обществе;
  • так как часть депутатов избирается на пропорциональной основе, это способствует укреплению политических партий;
  • сохраняет преемственность политических систем благодаря поддержке политических традиций, так как применение мажоритарной системы позволяет сохранить шансы на создание однопартийного стабильного правительства.

Источник: //spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osobennosti_izbiratelnoy_sistemy/smeshannaya_izbiratelnaya_sistema_osobennosti/

Современная избирательная система в России

Смешанная избирательная система в современной России

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

стр.             

     Российская избирательная система в современном виде начинает складываться в 1993 году1.

В это время в стране начинается процесс формирования федеральных и региональных законодательных органов власти, создаются политические партии, которые активно включаются в избирательные процессы.

Начиная со вступления России на рубеже 1990-х годов в период социальной и политической трансформации, как в государственных, так и научных кругах страны активно обсуждаются вопросы формирования новой избирательной системы.

     Основой избирательного законодательства РФ стал Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 6 декабря 1994 года2.

Основную работу над данным законом проводила Центральная избирательная комиссия РФ, что нашло отражение в обширных полномочиях ЦИК России по контролю над различными стадиями избирательного процесса.

В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе.

     Закреплялся 5-процентный барьер избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.

Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий.

Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей.

     Современная избирательная система закреплена в Федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»3. Необходимость систематизации существующих положений построения современной избирательной системы в России и обусловила актуальность исследования.

     Целью работы является рассмотрение современной избирательной системы в России.

     Задачи курсовой работы:

    • Характеристика понятия «избирательная система».
    • Анализ составляющих избирательного процесса.
    • Характеристика современной избирательной системы в России.

     Методологические основы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач использовалась совокупность методологических приемов и подходов. Методологической основой исследования послужили принципы сравнительно-исторического, системного и структурно-функционального анализа.

     Теоретическое значение работы обусловлено подробным анализом предпосылок, закономерностей, факторов и проблем становления современной избирательной системы в России.

     Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  • опираясь на предшествующий опыт, можно с большей уверенностью решать проблемы современной избирательной системы в России, прогнозировать их, обходить сложности.
  • в возможности использования результатов исследования в дальнейшей научной работе.

     Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, делящихся на параграфы, заключения и списка использованной литературы.                       

1.1. Понятие избирательной системы

     В научной литературе термин «избирательная система», в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях – широком и узком.

В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти4. Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле.

Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата5.

В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах ания могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

     Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества6.

     Несомненно, что избирательная система, как составная часть политической системы, сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

     Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей7. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

     Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы.

Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов ания.

     Различают следующие типы избирательных систем8:

     Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

     Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе.

Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса – гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия.

Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

     В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе.

Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них в процентном выражении.

     Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% , должна получить 90 депутатских мандатов9.

     Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства10.

     Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

    • смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе;
    • смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе11.

     Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах в Бундестаг, основным анием является ание за земельные списки партий.

Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая больше предусмотренного законом количества, получает право на представительство своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).

                       

1.2. Избирательный процесс

     Избирательный процесс – совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти, осуществляемых избирательными комиссиями и кандидатами (избирательными объединениями) в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов12.

     Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру ания, подсчет , подведение итогов выборов и объявление результатов.

Подготовка выборов – важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия:

    • Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов.
    • Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура ания.
    • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
    • Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;
    • Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проать.
    • Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов13.

     Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.

Источник: //stud24.ru/politology/sovremennaya-izbiratelnaya-sistema-v-rossii/224531-657312-page1.html

Смешанная избирательная система: плюсы и минусы

Смешанная избирательная система в современной России

Абсолютно любую избирательную систему следует понимать в качестве установленной законодательством некой избирательной формулы, порядка определения результата выборов и способа определения лидера, человека победившего в выборах.

На сегодняшний день оптимальная избирательная система для ания не подобрана, вследствие чего в мировой законодательной практике идет постоянный поиск самой лучшей избирательной системы, позволившей бы:

  • Установить оптимальный вариант привлечения населения к проведению выборов.
  • Определить непосредственно место самого населения в управленческой сфере, относящейся к государству.
  • Обеспечить соответствие между числом занимаемых депутатами мест и числом проавших за них людей.

Виды избирательных систем

В современном законодательстве выделяются 3 вида избирательных систем:

  1. Мажоритарная.
  2. Пропорциональная.
  3. Смешанная.

Мажоритарная избирательная система представлена в виде системы формирования органов власти (выборных), осуществляемую непосредственно прямым представительством. Избранным кандидатом будет являться тот человек, который сможет набрать большее количество избирателей. В свою очередь данный вид избирательной системы подразделяется на:

  1. Абсолютное большинство.
  2. Относительное.
  3. Квалифицированное.

Смешанная избирательная система

Под смешанной избирательной системой следует понимать такую избирательную систему, которая выстраивается на основании сочетания мажоритарной и пропорциональной систем.

Согласно ее определению – часть депутатских мандатов должно распределяться на основании использования мажоритарного варианта (необходимо для формирования устойчивого правительства для государства), а часть – пропорционального (осуществляется наиболее полный учет всех избирателей, что является в свою очередь превосходным показателем истинного политического положения в стране).

Примеры смешанной избирательной системы в разных странах

  1. Египет – ание происходит на основании использования партийных списков и баллотирования, осуществляющегося по индивидуальной схеме: на каждый избирательный округ выбирается всего лишь один кандидат, который выдвигает индивидуально лишь свою кандидатуру, прочие мандаты автоматически распределяются среди тех представителей власти, которые имеются в партийных списках.
  2. Мексика – депутатская палата состоит из 300-т представителей, которых выбирают на основании использования мажоритарной избирательной системы, также в мексиканский высший орган власти – Федеральный конгресс входят 100 депутатов, которые в свою очередь были выбраны по системе пропорционального представительства.
  3. Австралия – в данной стране выбор депутатов происходит следующим образом: одна палата, входящая в состав парламента, избирается путем определения большинства согласно мажоритарной системе, другая палата – определяется благодаря использованию пропорциональной избирательной системы.
  4. Российская Федерация – общее количество — 500 депутатов: 250 человек избирается мажоритарной избирательной системой, другая половина – пропорциональной.

Может ли избирательная система такого характера являться самостоятельным способом ания?

На сегодняшний день отдельное выделение смешанной избирательной системы отдельно от мажоритарной и пропорциональной считается во всем политическом мире дискуссионным вопросом. Во всей литературе, касающейся непосредственно такой тематики, как избирательная система, она выделяется исключительно как часть двух других избирательных систем.

В некоторых политических литературных источниках самостоятельное выделение смешанной избирательной системы напрочь опровергается.

Несмотря на столь критические высказывания по поводу смешанной избирательной системы, в мировой практике ее довольно таки часто относят к парламентской избирательной системе.

Смешанная избирательная система представляет собой способ определения результатов после проведения ания.

Плюсы

  • Ряд политологов отмечает тот факт, что данный вид избирательной системы является наиболее идеальным вариантом, используемым в ходе проведения парламентских выборов, это происходит вследствие того, что при ее использовании происходит нивелирование недостатков и достоинств мажоритарной и пропорциональной систем.
  • Данная электоральная формула одновременно обеспечивать партийное пропорциональное представительство и точно такое же представительство территорий. Сам избиратель имеет неоспоримое право ать как за определенного кандидата, так и за партийный список.
  • При использовании смешанной избирательной системы сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами.
  • Беспартийные граждане могут объявляться самовыдвиженцами благодаря данной системе и принимать полноценное участие в выборах.

Минусы

  1. Данная избирательная система не позволяет проводить мониторинг потери и искажения воли самих избирателей, меньшинство может побеждать большинство.
  2. При использовании данной системы не возможен отзыв депутатов, это связано с соблюдением принципа равенства прав избранных депутатов, которые никаким образом не зависят от способов, которые были применены для их непосредственного избрания.
  3. Данная система тяжело вводится на муниципальном уровне.

Источник: //plusiminusi.ru/smeshannaya-izbiratelnaya-sistema-plyusy-i-minusy/

Военный юрист
Добавить комментарий