Субъекты предпринимательства

Виды субъектов предпринимательской деятельности. Предпринимательское право

Субъекты предпринимательства

Субъектами предпринимательской деятельности являются лица, которые проводят хозяйственную деятельность на профессиональной и постоянной основе.

Это могут быть лица с формированием или без создания юридического лица.

Все эти субъекты права обладают определенными имущественными правами, наделены на уровне законодательства правами и обязанностями и должны быть зарегистрированы в установленном нормативными актами порядке.

Признаки

Все хозяйствующие субъекты должны соответствовать определенным критериям:

  • обладать (распоряжаться) имуществом и нести за него полную ответственность;
  • обладать соответствующей компетенцией;
  • имеют имущественные и неимущественные права;
  • руководить процессом деятельности лично или через уполномоченных лиц;
  • зарегистрировать свою деятельность так, как требует этого действующее законодательство.

Помимо этого, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен соответствовать определенным требованиям:

  • обладать полной дее- и правоспособностью;
  • иметь постоянное место жительства.

Для индивидуальных предпринимателей есть еще одно требование – за долги, сформированные в ходе ведение хозяйственной деятельности, они несут ответственность собственным имуществом. В случае отсутствия имущества проводится принудительная процедура банкротства.

Основные виды классификаций

Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности подразумевает ведение бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Индивидуальные предприниматели – это самая простая форма бизнеса, при которой гражданин ведет деятельность без создания юридического лица, но с полной ответственностью собственным имуществом за возможные негативные последствия.

Юридические лица, соответственно, обязаны создавать юридическое лицо, и имеют широкую классификацию. Прежде всего, они могут быть коммерческими и некоммерческими.

Последняя форма ведения бизнеса не предполагает получение прибыли, хотя это и не возбраняется законом, при условии, что это предусмотрено в уставных документах и не противоречит основной цели создания предприятия.

Следующая классификация предполагает градацию хозяйствующих субъектов по организационно-правовой форме.

Это фактически установленная на уровне законодательства структура бизнеса с определением обязанностей и прав учредителей, с установленными правилами формирования предприятия, имущества и порядком функционирования. На уровне законодательства четко прописаны всевозможные организационно-правовые формы, а именно в Гражданском кодексе, однако ряд требований предусмотрен отдельными нормативными актами.

Существует еще одна классификация, позволяющая выделить виды субъектов предпринимательской деятельности по трем критериям:

  1. Общества, которые не имеют собственного имущества, а распоряжающиеся им на правах оперативного или хозяйственного ведения. Яркий пример – унитарные предприятия.
  2. Формирования с обязательственными правами, то есть учредители имеют право не только на получение прибыли от хозяйственной деятельности, но и на часть имущества в случае ликвидации. К примеру, потребительские кооперативы.
  3. Некоммерческие общества, учредители которых не обладают имущественными правами.

Бизнес без образования юридического лица

В эту категорию попадают индивидуальные предприниматели – физические лица, также главы фермерских хозяйств после прохождения официальной регистрации.

К основным правам и обязательствам таких формирований относят:

  • обязанность отвечать по долговым обязательствам собственным имуществом;
  • имеют право на создание юридического лица;
  • для ИП предусмотрена судебная процедура признания банкротом.

В остальном к таким лицам применяются нормы, предусмотренные для юридических лиц.

Законодательством предусмотрена еще одна форма предприятий без формирования юридического лица – простое товарищество или объединение ИП (двух и более). Такие лица объединяют свои материальные ресурсы на основе договора для достижения максимальной прибыли, не образуя при этом юридическое лицо. Все участники в данном случае несут солидарную ответственность.

Хозяйственные общества

Выделяют несколько видов субъектов предпринимательской деятельности в данной категории: АО, ООО, ОДО. Все они имеют несколько сходных признаков:

  • наличие устава;
  • выпуск акций через открытую или закрытую подписку;
  • публичные отчеты о своей финансовой деятельности;
  • наличие органов управления двух- или трех уровней.

Некоммерческие организации

Основная отличительная черта осуществления предпринимательской деятельности в данном случае – отсутствие цели в виде извлечения прибыли.

По организационно-правовой форме предприятия могут создаваться в виде:

  1. Фондов. Такая форма не предполагает членства. Создаются с целью достижения социальных, образовательных или культурных, иных целей. Учредители не несут ответственности по долгам фонда.
  2. Потребительских кооперативов. Создаются на добровольной основе путем объединения имущественных взносов.
  3. Религиозных или общественных организаций. Также являются добровольными формированиями, но создаются на основе общности интересов.
  4. Союзов или ассоциаций между юридическими лицами. Создаются для координации усилий в достижении общих целей, зачастую профессиональных.

Субъекты предпринимательской деятельности являются самостоятельными и юридически независимыми, имеют в своем ведении имущество.

Материальная основа таких единиц формируется за счет членских добровольных взносов, которые могут вноситься на регулярной или нерегулярной основе.

В то же время потребительские кооперативы могут распределять и получать прибыль, их деятельность регулируется не только нормами ГК, но отдельными федеральными актами.

Муниципальные и государственные унитарные предприятия

Отличительная особенность этих видов субъектов предпринимательской деятельности – отсутствие имущественных прав, при этом имущество у предприятий есть, но на праве оперативного или хозяйственного управления. В свете этого оно является неделимым, не может распределяться на акции или вклады и полностью принадлежит государству или находится в муниципальной собственности.

Такие предприятия формируются для решения государственных задач, когда имущество не подлежит приватизации, либо для реализации социальных задач, обеспечения дотируемых видов деятельности.

Производственные кооперативы

Этот вид субъектов предпринимательской деятельности еще называется артель и создается на добровольной основе, за счет объединения граждан, их хозяйственной, производственной деятельности, паевых взносов и прочего. В артели могут входить даже юридические лица.

Основная задача производственного кооператива – переработка, производство, сбыт преимущественно сельскохозяйственной продукции, бытовое обслуживание и прочие услуги. В данном случае юридическое лицо, входящее в состав, может выполнять определенные услуги или работы.

Все члены артели несут субсидиарную ответственность, размер которой устанавливается на уровне законодательства. В названии такого предприятия должно обязательно присутствовать слово «артель» или «производственный кооператив». В таких обществах нет уставного капитала, а все общее имущество делится на паи.

Заключение

С полным списком возможных видов хозяйственной деятельности можно ознакомиться в общероссийском классификаторе (ОКВЭД-2). А в целом, условно разделить все виды деятельности можно на 4 категории: производственная, финансовая, коммерческая и консультативная.

Источник: https://FB.ru/article/384393/vidyi-subyektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti-predprinimatelskoe-pravo

Предпринимательство: сущность, виды, субъекты

Субъекты предпринимательства

Предпринимательство — это особый вид эко­номической активности (под которой мы понимаем целесо­образную деятельность, направленную на извлечение при­были), которая основана на самостоятельной инициати­ве, ответственности и инновационной предприниматель­ской идее

Экономическая активность представляет собой форму уча­стия индивида в жизнедеятельности общественном производстве и способ получе­ния финансовых средств, для обеспечения его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функ­циональная обязанность или их комбинация, когда он выступа­ет в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в арен­ду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (то­карь на заводе, учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, ми­лиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производ­ством, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть :

Граждане России и других государств , не ограниченные законом в правоспособности

или дееспособности .

2.  Юридические лица всех форм собственности , установленные законом.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель.

Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимо­действовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

И потреби­тель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партне­ры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса.

Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя.

Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар..

Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость «завоевать’ потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от то­варов других производителей и возможность потребите­ля ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажно­го сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стан­дартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Вывод, который можно было бы сделать из рассматривае­мой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель вы­ступает в роли активного субъекта, то с точки зрения са­мого предпринимательского процесса, его содержания и эффек­тивности активную роль играет потребитель, и предпри­ниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от обществен­ных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой ак­тивности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для разви­тия предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда го­сударство ведет постоянный и активный поиск мер по во­влечению в предпринимательский процесс новых эконо­мических агентов (нередко такая целенаправленная дея­тельность государства вызывает «взрыв» предпринима­тельской активности и приводит к «буму» предпринима­тельства).

Каковы же функции государства как ускорителя пред­принимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образователь­ные функции, т. е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров.

При этом во вни­мание принимается тот факт, что осуществление предприни­мательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в прак­тической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) зна­ний;

в) количественных методов в предпринимательстве, т. е. умения осуществлять предпринимательские расчеты примени­тельно к любой планируемой сделке или операции, а также уме­ния предусмотреть движение средств на счетах своего предпри­ятия при планировании и осуществлении какой-либо сделки.

Во-вторых, государство поддерживает в финансо­вом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей.

Обычно с этой целью государством разрабатываются специальные програм­мы поддержки предпринимателей, в которых учитываются ме­ры по льготному кредитованию.

Особые льготы предоставля­ются тем, кто берется за реализацию каких-либо предприни­мательских проектов.

В-третьих, государство обычно также берет на се­бя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, т. е.

всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпри­нимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной ре­ализации проектов.

Государство обычно снабжает предприни­мателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информаци­ей, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ с предо­ставлением их результатов предпринимателям на безвозмезд­ной или льготной основе.

Государство также стремится к учреж­дению консультационных, юридических и иных фирм, облег­чающих деятельность предпринимателей, а также берет на се­бя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Основными видами предпринимательской деятельности являются:

1. Производство.

2. Торговля (коммерция ).

3. Оказание услуг .

4. Посредничество.

Факторами производства в данном случае выступают:

1. Природные ресурсы.

2. Производственные фонды.

3.Трудовые ресурсы.

4. Предприимчивость ( предприимчивый потенциал ).

Предпринимательство как особая форма экономической ак­тивности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными ор­ганами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государ­ственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное пред­приятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального иму­щества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятель­ство, что они отвечают по своим обязательствам только иму­ществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обя­зательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве таково­го) или предпринимателя (если такая деятельность осуще­ствляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и част­ное предпринимательство — имеет свои отличительные при­знаки, но основные принципы их осуществления во многом сов­падают.

И в том и в другом случае осуществление такой дея­тельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибы­ли.

Схожей является и типология обоих видов предпринима­тельства.

Предпринимательство как форма инициативной дея­тельности, направленной на извлечение прибыли (предприни­мательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производитель­ных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, ту­ристская компания, инжиниринговая фирма или конструк­торское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказа­ние услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потре­бителю.

Для успешного осуществления предпринимательской деятельности необходимо опираться на следующие принципы:

1.Самостоятельность ,свобода выбора ,направлений и метода действий.

1.1. Свобода выбора деятельности ( с учетом ограничений законодательства )

1.2. Самостоятельное формулирование программы деятельности , выбор поставщиков и потребителей , установление цен.

1.3. Свободный наем работников.

1.4. Свободное распределение и использование полученной прибыли.

1.5. Самостоятельное осуществление внешне-экономической деятельности.

2.Нацеленность на достижение успеха ( прибыль )

3. Наличие риска в начале и в развитии бизнеса.

4. Личная ответственность за результаты .

5. Стремление к новому ( инновация ) .

6. Гибкость, само обновляемость .

Источник: https://nobiz.ru/osnovnye-ponyatiya-biznesa/147-predprinimatelstvo-sushnost-vidy-subekty.html

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2019 году

Субъекты предпринимательства

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство.

Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

Категория субъекта МСП

Выручка без НДС за год

Среднесписочная численность работников

Микропредприятие

120 млн рублей

не более 15 человек

Малое предприятие

800 млн рублей

не более 100 человек

Среднее предприятие

2 млрд рублей

не более 250 человек

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya

Военный юрист
Добавить комментарий