Военная помощь США ссср 2019 год

​Долг по ленд-лизу: сколько СССР заплатил США за поставки военной продукции

Военная помощь США ссср 2019 год

Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.

Март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (штат Миссури, США) свою знаменитую речь о «железном занавесе», условно считается датой начала «холодной войны».

Сформировались два мировых центра силы – СССР и США, началось их противостояние. Проблема долгов по ленд-лизу породила споры.

Но если союзникам по НАТО договориться было относительно нетрудно, то противники в «холодной войне» долго не могли достичь компромисса.

Требования по долгам по ленд-лизу

Правительство США предъявляло формальные требования к Советскому Союзу как к лизингополучателю, подчеркивая чисто военную цель всех сделанных поставок и правомочность их использования только во время войны с Германией и ее союзниками. Даже продукция двойного назначения ограничивалась этими рамками.

СССР засекретил использование ленд-лизовских грузов, не предоставлял отчетов и не допускал проверочных комиссий и, по-видимому, не вел систематического учета поступлений и потерь. Американских специалистов и инструкторов приглашали лишь для решения технических вопросов.

Это объяснялось не только закрытостью страны в условиях военного времени.

СССР исходил из бесспорного факта своей решающей роли в победе над нацистской Германией, которая стоила ему самых больших потерь и разрушений. Но моральные аргументы не использовались при переговорах.

Условия кредитования по ленд-лизу отвечали международной практике, и основой разногласий стала оценка задолженности по ленд-лизовской продукции (табл. 2).

Советскому Союзу предстояло определить неизрасходованную часть поставок после их прекращения в конце сентября 1945 г. с учетом грузов, находившихся в пути, и решить, что можно вернуть, а что оплатить. США требовали от всех стран-лизингополучателей провести самую тщательную инвентаризацию.

Сложность состояла в определении того, что из полученного в военное время имущества подлежало списанию как уничтоженное или израсходованное, а что годилось для использования с учетом амортизации. Стоимость обратного ленд-лиза включалась во взаимозачет.

Грузы, доставленные в СССР после окончания войны, уценке не подлежали, но шли они уже малой скоростью, и их получение полностью завершилось в 1946 г.

Начало расчетов

Временем начала расчетов стал 1947 г., но сразу возникли осложнения. Из-за крайне напряженного послевоенного бюджета необходимыми средствами СССР не располагал.

Его МИД заявил о невозможности проведения инвентаризации по причине отсутствия таких специалистов, но указал на нарушение США своего прежнего обязательства предоставить лизингополучателю долгосрочный кредит на оплату поставок. Выдать 1 млрд долл.

целевого кредита Вашингтон отказался: шансу заработать проценты и получить назад свое имущество американские политики предпочли ограничение советских экономических возможностей.

Никто на Западе не мог поручиться за то, что Москва не перенаправит эту колоссальную по тем временам сумму на поддержку коммунистического движения в разных частях мира и на создание собственного ядерного оружия.

В мае 1947 г. США передали Москве свою оценку стоимости ленд-лизовского имущества, которое осталось у СССР после окончания войны с Японией. Эта сумма исчислялась в 2067 млн долл., 75% которой составляла стоимость невоенного оборудования. Предложенные СССР в 1948 г. 170 млн долл. в Вашингтоне сочли заниженной и неприемлемой платой.

Дальнейшие переговоры пошли по пути взаимных уступок: американская сторона в 1951 г. согласилась получить 800 млн долл., а Советский Союз – уплатить 300 млн. Уступки со стороны США объяснялись начавшимся возвратом части ленд-лизовских товаров – автомобилей, катеров и другой техники.

Получая их по морю в зарубежных портах, американские представители тщательно проверяли доставленное имущество на исправность и комплектность, чтобы убедиться в выполнении условий договора, а потом прямо на месте уничтожали с помощью гигантских прессов, не собираясь использовать далее.

При этом американцы понимали, что большая часть поставок, оказавшихся ненужными во время войны, пригодилась бы СССР в мирное время.

Принудить бывшего союзника полностью вернуть долг деньгами или натурой возможности, конечно, не было, как и получить от него точные данные о том, что из поставок израсходовано, а что уцелело.

Трудности в переговорах

Особенно это касалось кораблей, которые относительно мало использовались в Великую Отечественную войну.

Возвратив 3 ледокола и 27 военных фрегатов и списав благодаря этому часть долга, СССР задержал у себя большую часть судов различного назначения, включая те, что предполагалось выкупить у США, но сделка не состоялась. В 1953–1955 гг.

Соединенные Штаты получили через порты Стамбула и Киля (ФРГ) еще 227 малых судов, в основном отслуживших свой срок, еще 90 были уничтожены в советских портах в присутствии американских наблюдателей, но, как оказалось, не все.

По иронии судьбы, пять бывших американских транспортов под советским флагом участвовали в доставке стратегических грузов на Кубу во время Карибского кризиса 1962 г. В 1951 г.

советское руководство отказалось обсуждать реальную величину долга и взяло за основу иной, как казалось в Москве, способ расчета Великобритании с США, увидев в нем уступку англичанам как союзникам по НАТО. Прецеденты применялись в судебно-правовой практике обеих стран, и МИД СССР решил этим воспользоваться.

Однако советская сторона, как показало недавнее исследование, неверно рассчитала объем обратного ленд-лиза от Великобритании, за счет которого часть долга списывалась. Он составлял не 2, а 4,1% от суммы поставок. Эта страна и сама получала помощь, и играла роль перевалочной базы, через которую шла часть грузов в СССР.

В США это засчитали как обратную лизинговую услугу. Кроме того, англичане взаимодействовали с американцами в Северной Африке и Нормандии, помогая решать задачи снабжения, перевозок и др. Британцы закончили выплачивать свой долг только в конце 2006 г.

Советско-американские переговоры затягивались, а спорная сумма возрастала за счет процентов и их капитализации (процент на процент), хотя частично списывалась за счет возврата неиспользованной техники. Во время визита Н.С.

Хрущева в США в 1959 г. решения принято не было.

Обстановка «холодной войны» не способствовала сближению позиций, а тем временем американская сторона шла на уступки другим государствам, «великодушно» снижая долг по ленд-лизу за счет получения от них новых услуг.

Сша идут на уступки

Реальный сдвиг произошел в период потепления отношений в 1972 г. на переговорах в Москве Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина и президента США Р. Никсона, причем американская сторона приняла во внимание и моральные доводы о наибольших потерях СССР во время войны.

На уровне министров торговли двух стран сумма советского долга с учетом процентов была определена в 722 млн долл. в ценах 1945 г., а сроком погашения назначен 2001 г. В 1973 г. Советский Союз выплатил 48 млн долл.

, но вскоре заморозил платежи из-за принятия Конгрессом известной поправки Джексона – Вэника, которая по политическим мотивам ввела существенные ограничения на торговлю между двумя странами и лишила СССР кредита на ее развитие. Лишь в 1990 г. Дж. Буш-ст. и М.С.

Горбачев вернулись к проблеме платежей, зафиксировав остаток в 674 млн долл., без начисления процентов и с погашением к 2030 г. Основную его долю, видимо, удалось списать за счет встречных услуг. К ним в 2002 г.

было отнесено уничтожение Россией своего химического и части ракетно-ядерного оружия по программе взаимного сокращения стратегических вооружений. В настоящее время Российская Федерация остается должна США 100 млн долл.

По материалам монографии: Экономический фундамент Победы. Параллели истории и современности. К 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (2016) // под редакций И. В. Караваевой

P.S. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %.

В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок.

Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи (Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы // Forbes Russia ).

Загрузка…

Источник: https://popecon.ru/446-dolg-po-lend-lizu-skolko-sssr-zaplatil-ssha-za-postavki-voennoi-produkcii.html

Ленд-лиз от США. Помощь СССР от США в годы второй мировой войны (примеры американской помощи СССР по программе ленд-лиза)

Военная помощь США ссср 2019 год

В связи с международными событиями и приближающимся днём Победы тема военной помощи СССР со стороны США снова встала из пепла. Никто из россиян не хочет видеть явные вещи и факты помощи СССР от США по программе ленд-лиза (лизинга).

Никто также не отбирает у СССР своё законное место и роль в разгроме нацистской Германии, как и вклад СССР в начало второй мировой войны. Однако, факты имеются и принимать их придётся, как ни крути.

Ленд-лиз от США. Помощь СССР от США в годы второй мировой войны

До настоящего времени остается огромное количество эпизодов, фактов, событий и имен в истории России и СССР, о которых современные власти РФ стараются не говорить, а некоторые важные факты не достигли достойной огласки. Существует реальная угроза того, что о них никто и не узнает, если очевидцы не расскажут об этом.

В числе таких малоизвестных фактов – американский ленд-лиз Советскому Союзу, в ходе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, оружие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье, в котором сталинский режим очень нуждался.

По определенным политическим соображениям эти поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.

Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов. Но помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы

В то же время советские власти не только искусственно создавали негативное мнение относительно американской помощи, но и держали её в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и узнать хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (наверное единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.

Как американские, так и советские летчики, моряки, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, поэтому наше поколение не должно, просто не имеет права забыть их подвиг и героизм.

Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От американской стороны участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву американский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Советский Союз, сумма которых составила 1 миллиард долларов.

Срок поставок – девять месяцев. Но, несмотря на это, только в начале ноября 1941 года американский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное название документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.

1941 года) распространяется и на Советский Союз.

Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов.

В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.

Многие из представителей старшего поколения помнят джипы, самолеты, а также «Студебеккеры» и американскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу

Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск.

Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себя увереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку.

Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.

Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки немецкого морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани.

Кроме самолетов, в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок.

Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования.

Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц.

Кроме того, по ленд-лизу поступали автомобили 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, английских и канадских фирм. Комплектующие к ним производились значительно большим количеством заводов.

Наибольшее количество среди всех поставленных автомобилей составили американские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их объем составил 152 тысячи экземпляров. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тысяч единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч автомобилей).

Хотя документы были и подписаны позже, но первые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были направлены в СССР в августе 1941 года. Они получили обозначение PQ (это инициалы британского офицера военно-морских сил Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск.

Сначала корабли прибывали в Рейкьявик, где их формировали в караваны по 20 судов, а затем в сопровождении охраны из военных кораблей и доставляли на территорию СССР. Но очень скоро немецкая разведка получила точные координаты маршрутов этих конвоев. Тогда и начались потери.

Одной из наибольших потерь является эпизод, произошедший в июле 1942 года, когда из 36 кораблей уцелело всего 11, на дне оказались более 400 танков, 200 самолетов и 3000 автомобилей.

Всего же за период войны немецкими подводными лодками и торпедоносцами было потоплено 80 кораблей, даже несмотря на то, что для их охраны привлекались боевые корабли и самолеты. Британские и американские военно-морские силы потеряли в северной Атлантике 19 боевых кораблей.

Надо заметить, что в советской истории осталось много темных пятен относительно ленд-лиза. Мнение о том, что американцы сознательно задерживают поставки, ожидая, когда советский строй рухнет, было в то время общепринятым.

Но в то же время возникает немало вопросов: почему американцы с такой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую территорию? Можно ли считать случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, некоторые исследователи выдвигают версию о том, что американский ленд-лиз – это результат работы советской разведки.

Ходили даже слухи о том, что большую роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл непосредственно сам Сталин – якобы он, в целях предотвращения распространения нацизма, намеревался первым начать войну против фашисткой Германии и очень надеялся на помощь Запада в этой войне. Но это всего лишь слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Заметим, что поставки практически не прекращались всю войну, за исключением одного раза в 1942 году, когда Великобритания готовилась к операции в Африке, и одного раза в 1943 году, когда планировалась высадка союзных войск в Италии.

По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам.

Но в то же время существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле.

Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был проведен в 2001 году.

Таким образом, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись американскими и британскими союзниками, было осуществлено исходя из идеологических принципов времен СССР.

Это делалось якобы для того, чтобы утвердить постулат, что советская военная экономика имеет не просто большое, а просто огромное превосходство над экономикой капиталистических государств, причем не только Германии, но и Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

В отличие от советской точки зрения, в американской историографии, роль ленд-лизовских поставок всегда справедливо представлялась решающим фактором в способности СССР продолжать вести войну против фашистской Германии и это действительно является неудобной правдой для Советского союза, а теперь и РФ.

Но какими бы то не были суждения, нельзя отрицать тот факт, что ленд-лиз оказал существенную поддержку советской стране в трудные времена.

Кроме того надо сказать, что на территории бывшего Советского Союза практически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме людей, которые перегоняли американские самолеты, водили и сопровождали транспорты, за исключением, разве что трех маленьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совершенно противоположная картина – мемориальные доски и большие музеи, ухоженные кладбища. Каждый год в городах, по которым проходила трасса, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Использованы материалы:http://www.pravda.ru http://blog.i.ua/community/662/703824/ http://www.utro.ru http://topwar.ru

Валерий Бовал

графии: http://waralbum.ru

Источник: https://zrada.org/hot/4-oun-upa-vijna/1240-pomosch-sssr-ot-ssha-v-gody-vtoroj-mirovoj-vojny-sssr-po-programme-lend-liza.html

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

Военная помощь США ссср 2019 год

Ленд-лиз – история американской военной помощи СССР

До настоящего времени остается огромное количество эпизодов, фактов, событий и имен в истории России и СССР, о которых современные власти РФ стараются не говорить, а некоторые важные факты не достигли достойной огласки. Существует реальная угроза того, что о них никто и не узнает, если очевидцы не расскажут об этом.

В числе таких малоизвестных фактов – американский ленд-лиз Советскому Союзу, в ходе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, оружие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье, в котором сталинский режим очень нуждался.

По определенным политическим соображениям эти поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.

Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов. Но помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы.

Колонна американских военных грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу в СССР, стоит на дороге в восточном Ираке

В то же время советские власти не только искусственно создавали негативное мнение относительно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и узнать хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (наверное единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.

Как американские, так и советские летчики, моряки, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, поэтому наше поколение не должно, просто не имеет права забыть их подвиг и героизм.

Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От американской стороны участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву американский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Советский Союз, сумма которых составила 1 миллиард долларов.

Срок поставок – девять месяцев. Но, несмотря на это, только в начале ноября 1941 года американский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное название документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.

1941 года) распространяется и на Советский Союз.

Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов.

В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».

Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.

Многие из представителей старшего поколения помнят джипы, самолеты, а также «Студебеккеры» и американскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу.

Фотография на память советских и американских летчиков на аэродроме в Фэрбенксе у истребителя Bell P-63 Kingcobra. На Аляске американские самолеты, предназначенные для поставок по ленд-лизу в СССР, передавались советской стороне, и советские летчики перегоняли их в Советский Союз

Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск.

Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себя увереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку.

Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.

Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки немецкого морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани.

Кроме самолетов, в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок.

Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования.

Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц.

Ликующие жители Софии приветствуют советских солдат, вступающих в болгарскую столицу на танках «Валентайн» (Valentine), поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080

Кроме того, по ленд-лизу поступали автомобили 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, английских и канадских фирм. Комплектующие к ним производились значительно большим количеством заводов.

Наибольшее количество среди всех поставленных автомобилей составили американские грузовики US 6 Studebаker и RЕО – их объем составил 152 тысячи экземпляров. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тысяч единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч автомобилей).

Хотя документы были и подписаны позже, но первые морские конвои с ленд-лизовскими грузами уже были направлены в СССР в августе 1941 года. Они получили обозначение PQ (это инициалы британского офицера военно-морских сил Эдвардса). Грузы доставлялись в Мурманск, Северодвинск, Архангельск.

Сначала корабли прибывали в Рейкьявик, где их формировали в караваны по 20 судов, а затем в сопровождении охраны из военных кораблей и доставляли на территорию СССР. Но очень скоро немецкая разведка получила точные координаты маршрутов этих конвоев. Тогда и начались потери.

Одной из наибольших потерь является эпизод, произошедший в июле 1942 года, когда из 36 кораблей уцелело всего 11, на дне оказались более 4 сотен танков, 2 сотен самолетов и 3 тысяч автомобилей.

Всего же за период войны немецкими подводными лодками и торпедоносцами было потоплено 80 кораблей, даже несмотря на то, что для их охраны привлекались боевые корабли и самолеты. Британские и американские военно-морские силы потеряли в северной Атлантике 19 боевых кораблей.

Советская бригада по испытаниям самолета «Харрикейн». Истребители этой модели поставлялись в СССР по ленд-лизу

Надо заметить, что в советской истории осталось много темных пятен относительно ленд-лиза. Мнение о том, что американцы сознательно задерживают поставки, ожидая, когда советский строй рухнет, было в то время общепринятым.

Но в то же время возникает немало вопросов: почему американцы с такой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на советскую территорию? Можно ли считать случайностью тот факт, что война «уложилась» в срок этого закона?

Более того, некоторые исследователи выдвигают версию о том, что американский ленд-лиз – это результат работы советской разведки.

Ходили даже слухи о том, что большую роль в подписании закона о ленд-лизе сыграл непосредственно сам Сталин – якобы он, в целях предотвращения распространения нацизма, намеревался первым начать войну против фашисткой Германии и очень надеялся на помощь Запада в этой войне. Но это всего лишь слухи, никаких документальных подтверждений данных теорий пока не существует.

Заметим, что поставки практически не прекращались всю войну, за исключением одного раза в 1942 году, когда Великобритания готовилась к операции в Африке, и одного раза в 1943 году, когда планировалась высадка союзных войск в Италии.

По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам.

Но в то же время существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле.

Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был проведен в 2001 году.

Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год. Американские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238—2415т, скорость 20 узлов, вооружение: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бомбосбрасывателя и 8 бортовых бомбометов (боезапас — 100 глубинных бомб) строились в 1943—1945 годах. В 1945 году 28 кораблей этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые корабли и получили обозначение «ЭК-1» — «ЭК-30». Первая группа из 10 кораблей («ЭК-1» — «ЭК-10») была принята советскими экипажами 12 июля 1945 года в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР. В августе 1945 года эти корабли приняли участие в советско-японской войне. Остальные 18 кораблей («ЭК-11» — «ЭК-22» и «ЭК-25» — «ЭК-30») были приняты советскими экипажами в августе-сентябре 1945 года и участия в боевых действиях не принимали. 17 февраля 1950 года все 28 кораблей были исключены из состава ВМФ СССР в связи с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония)

Таким образом, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись американскими и британскими союзниками, было осуществлено исходя из идеологических принципов времен СССР.

Это делалось якобы для того, чтобы утвердить постулат, что советская военная экономика имеет не просто большое, а просто огромное превосходство над экономикой капиталистических государств, причем не только Германии, но и Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

В отличие от советской точки зрения, в американской историографии, роль ленд-лизовских поставок всегда справедливо представлялась решающим фактором в способности СССР продолжать вести войну против фашистской Германии и это действительно является неудобной правдой для Советского союза, а теперь и РФ.

Советский истребитель американской постройки Р-39 «Аэрокобра» (Airacobra), поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, в полете

Но какими бы то не были суждения, нельзя отрицать тот факт, что ленд-лиз оказал существенную поддержку советской стране в трудные времена.

Кроме того надо сказать, что на территории бывшего Советского Союза практически не осталось ничего, что бы служило напоминанием о героизме людей, которые перегоняли американские самолеты, водили и сопровождали транспорты, за исключением, разве что трех маленьких музеев и останков самолетов. В то же время на Аляске и в Канаде наблюдается совершенно противоположная картина – мемориальные доски и большие музеи, ухоженные кладбища. Каждый год в городах, по которым проходила трасса, устраиваются празднования в честь ветеранов.

Истребитель P-63 «Кингкобра», ранее поставленный в СССР по ленд-лизу, вернулся в США и осматривается американскими техниками. Авиабаза Great Falls, США

Источник

Еще по теме Ленд-лиз для СССР:
Михаил Веллер интервью с Виктором Суворовым. “Война стала для нас началом конца”

Загрузка…

Посетите и поделитесь Вашими мыслями на форуме

Подпишитесь на обновление через Е-Майл:
и Вы будете получать самые актуальные статьи
в момент их публикации.

(1 в среднем: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://pokolenie-x.com/?p=26561

Каким мог стать СССР в 2019 году, если бы не распался. Цифры и аналитика

Военная помощь США ссср 2019 год

Мои постоянные читатели знают, что на моем канале мы не только часто гипотетически «прокачиваем варианты» альтернативного развития истории, но и пытаемся понять, каким бы мог стать мир, если бы в ключевые моменты был сделан иной от существующего выбор.

Я знаю, что история не имеет сослагательного наклонения. Но считаю, что «прокачивать варианты» исторических событий необходимо, чтобы не делать серьезных ошибок в будущем. Кроме того, это просто интересно.

Сегодня я приведу вероятную статистику достижений СССР на 2019 год, которая выведена на основе данных развития Советского Союза в 1970-х и 1980-х годах.

1. Население СССР в 2019 году

По состоянию на январь 1992 года население СССР составляло 294 миллиона человек, а в январе 1979 года советских жителей было 262 миллиона человек.

На основе этих данных выводим среднее арифметическое прироста населения Союза в год (делим 32 на 13). Получается ежегодное увеличение примерно на 2,46 миллиона человек в год.

А теперь проведем несложные вычисления, причем сделаем это без поправки на ежегодное увеличение жителей с учетом увеличения общего населения страны, улучшения здравоохранения и длительности жизни.

Получаем: (2019 – 1992) х 2,46 = 66,42

Прибавляем результат к 294 миллионам и получаем 360 миллионов человек.

То есть, если бы СССР сохранился, его население сегодня без учета прогрессии составило бы свыше трети миллиарда человек!

2. Экономика (ВВП) СССР в 2019 году

Если исходить из официального курса рубля, то ВВП СССР в 1990 году составлял 1050 триллиона рублей, или 1,7 триллиона долларов. По другим меркам (по «атлас-методу») ВВП составлял 1 трлн. долл.

И это было второе место в мире после США, ВВП которых в 1990 г. составлял 6 трлн. долл.

Кстати, ВВП по ППС (покупательская способность) в СССР на 1990 год был всего в 2 раза меньше чем в США – (по данным ЦРУ), в Союзе он был 2,7 трлн. долл., а в США – 5 трлн. долл.

А теперь представим, что вместо развала СССР Горбачев и Ельцин идут по пути сохранения страны, реорганизации армии, прекращения кредитования зарубежных соцстран и диверсификации экономики. В этом случае ВВП страны в 2019 году мог бы стать, как минимум, вторым или третьим в мире, и конкурировать с США и Китаем.

А если учесть сегодняшний громадный долг США в 22 триллиона долларов, то реальными лидерами планеты могли стать СССР и КНР. Причем без долгов, с ГОСТами, бесплатной медициной и образованием.

В цифрах, если посмотреть на данные ВПП СССР 1970 и 1980 годов, окажется, что наша экономика за брежневские «застойные» 10 лет увеличилась вдвое, с 450 млрд. долл. до 900 млрд. долл.

Если оставить те же цифры без арифметической прогрессии по годам, то ВВП СССР увеличивался бы так (по официальному курсу):

  • 1990 год = 1,7 трлн. долл.
  • 1990-2000 года: 1,7 х 2 = 3,4 трлн. долл.
  • 2000-2010 гг: 3,4 х 2 = 6,8 трлн. долл.
  • 2010-2019 гг: 6,8 х 1,8 = 12,24 трлн. долл.

Или 34 тысячи долларов в год на каждого жителя, что даже по нынешним меркам можно соотнести с доходом на душу населения с некоторыми развитыми странами.

Вот такой стала бы страна СССР в 2019 году, если бы не желание прийти к «западной демократии», которая в итоге оказалась диктатом США и унесла жизни миллионов жителей на всем постсоветском пространстве.

Расчеты, конечно, представлены грубо, но моя задача – дать не исключительно точную цифру, а общее представление о возможных достижениях.

3. Общие достижения и жизнь в СССР в 2019 году

Давайте смоделируем ситуацию, при которой республикам СССР не пришлось падать в пропасть 1990-х годов и потом выбираться из нее в 2000-х годах.

Что было бы, если бы СССР реформировал армию и промышленность, сохранил технологии, повернулся лицом к выпуску товаров народного потребления, но при этом сохранил бы ГОСТы и прочие привилегии СССР?

3.1 Космос

Освоение Луны. Есть деньги, есть технологии, есть Байконур. Думаю, например, что в 2019 году СССР уже добывал бы на Луне Гелий -3, который в 1000 раз эффективней обычного ядерного топлива в АЭС.

3.2 Технологии

Наше образование, бесплатное обучение, привели бы к развитию робототехники, прорыву в медицине и т.п.

3.3 Люди в СССР

Грузин, тувинец, украинец, якут и русский сидели бы за одним столом и праздновали День Победы, Дни Рождения и прочие юбилеи. И никакой вражды, никаких междоусобиц, гражданских войн, слез и прочего.

Вот каким мог стать СССР в 2019 году.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6c7b4f5f49674bc692a245/5c5d32af64276e00ae3df010

В октябре 1941 года сша распространили на ссср систему ленд-лиза

Военная помощь США ссср 2019 год

О надёжных американских грузовиках повышенной проходимости наши военные отзывались с огромным почтением. cdn.tvc.ru

  • в №184 от 04.10.2016

О помощи, которую союзники по антигитлеровской коалиции оказывали нашей стране в годы Великой Отечественной войны, я ещё в детстве слышал и от отца, и от деда, и от мамы.

Отец, прежде чем отправиться на фронт после окончания Ленинградского артиллерийско-технического училища, с февраля по май 1942 года исполнял обязанности начальника маршрутного поезда, доставлявшего орудия и боеприпасы, которые выгружались с американских и английских транспортных судов в мурманском порту.

Дед, воевавший старшиной сапёрной роты 8-го гвардейского танкового корпуса, рассказывал, что одна из трёх танковых бригад их соединения имела на вооружении американские танки.

Танкисты, по его словам, эту технику не жаловали, так как бронезащитой и огневой мощью она значительно уступала нашей.

Зато о надёжных американских грузовиках повышенной проходимости дед отзывался с огромным почтением.

А от мамы, учившейся в эвакуированном в Сибирь железнодорожном училище, слышал об американских сухом молоке и яичном порошке, которые хотя и редко, но разнообразили скудный продпаёк учащихся.

Так что людям, пренебрежительно отзывающимся о ленд-лизе (ленд-лиз (в переводе с английского lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду), я никогда не был склонен доверять.

Но и прокатившийся в начале 1990-х годов по страницам газет нашей страны шквал конъюнктурных публикаций, авторы которых утверждали, что без ленд-лиза СССР потерпел бы неминуемое поражение от гитлеровской Германии, никогда не поддерживал.

Когда, кому и сколько…

Закон о ленд-лизе, давший американскому президенту право «передавать взаймы или в аренду другим государствам товары и материалы, необходимые для ведения военных действий, если эти действия являлись жизненно важными для обороны США», американский конгресс принял 11 марта 1941 года. Первыми заёмщиками и арендаторами этих материалов стали англичане, получившие в том же году от США в лизинг одних только боевых кораблей около 50 штук. Великобритания, кстати, оставалась главным получателем «подарков» от дяди Сэма на протяжении всех военных лет.

Ведь из 50 миллиардов долларов, в которые обошлась вся ленд-лизовская помощь, Красной армии выделили лишь около 11 миллиардов, в то время как Великобритания получила более 31,5 миллиарда. Остальное досталось Франции, Китаю и другим союзникам США, включая ряд стран Латинской Америки.

Всего ленд-лизовскую помощь получили 42 страны, причём СССР приобщился к ней только 1 октября 1941 года.

В этот день в Москве нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, британский министр запасов и снабжения Уильям Бивербрук и спецпредставитель президента США Аверелл Гарриман подписали протокол о распространении программы военных поставок по ленд-лизу на Советский Союз.

Для них это было «чертовски хорошее время»

Говорить о том, что закон о военной помощи иностранным государствам принимался специально для обогащения воротил военной промышленности США, конечно, нельзя.

Принимая закон, правительство и Конгресс США исходили из того, что он позволит создать новые рабочие места в ещё не вышедшей до конца из Великой депрессии 1930-х годов стране. А президент Франклин Рузвельт, посылая союзникам оружие, а не войска, выполнял к тому же своё предвыборное обещание, что «американские парни никогда не будут участвовать в чужих войнах».

Не следует забывать и о том, что ещё в июне 1941 года американский конгрессмен Гарри Трумэн (в 1945 году он станет президентом США) в интервью газете «Нью-Йорк таймс» заявил: «Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они таким образом убивают друг друга как можно больше»…

Конечно, от правительства США никакой помощи Гитлер не дождался, а вот что касается крупного американского бизнеса… Дотошные историки выяснили, например, что нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» Джона Рокфеллерапродала в военные годы Берлину бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. А венесуэльский филиал этой же компании ежемесячно отправлял в Германию 13 тысяч тонн сырой нефти, которую химическая промышленность рейха перерабатывала в первоклассный бензин. И что в Германию из-за океана шли вольфрам, синтетический каучук, комплектующие для автопрома. В частности, на снабжение германского вермахта шло 30 процентов всех автопокрышек, изготовленных на заводах Генри Форда-старшего, не скрывавшего своих симпатий к Адольфу Гитлеру…

Но всё же основным источником обогащения американских корпораций стал ленд-лиз. Известный американский историк С. Теркели с цинизмом отмечал в одной из своих работ: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен.

Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».

Вклад ленд-лиза в разгром фашизма

Конечно же, американские военные поставки приблизили нашу Победу.

Достаточно сказать, что СССР получил из США почти 410 тысяч автомобилей, которые к концу войны составляли почти 45 процентов всего автопарка Красной армии. Немалую роль сыграли и поставки продовольствия: 15 процентов от всех потреблённых в нашей стране в годы войны мясных консервов, например, пришлись на долю американской тушёнки.

Но и сегодня не только наши, но и американские учёные и военные признают, что вся союзная помощь СССР в годы войны не превысила 10 процентов от общего объёма советского производства во-оружений. А в первые послевоенные годы и у нас, и на Западе никто не подвергал сомнению, что главным фактором в победе над Гитлером стал не ленд-лиз, а героизм солдат Красной армии и тружеников тыла.

Тем более что массовые поставки по ленд-лизу вооружения, техники, боеприпасов и продовольствия в СССР начались только с 1944 года, когда в грядущей победе над фашизмом уже никто не сомневался.

К тому же значительная доля этих поставок была осуществлена уже после 9 мая 1945 года, когда американцы очень нуждались в помощи СССР в войне с Японией.

Тогда как в тяжелейшие для нас 1941 и 1942 годы в Советский Союз поступило лишь семь процентов от всего количества отправленных за годы войны из США грузов.

Так что и в разгроме немцев под Сталинградом осенью 1942 года, а тем более в битве за Москву в декабре 1941 года помощь союзников не была не только решающей, но и сколь-нибудь значимой.

Отнюдь не благотворительность

Существует версия, будто со стороны США ленд-лизовская помощь носила совершенно безвозмездный характер.

Но американский закон о ленд-лизе предусматривал обязанность стран, присоединявшихся к этой системе, предоставлять США необходимое им стратегическое сырьё и материалы.

Из СССР в качестве «обратного ленд-лиза» Вашингтон получил 32 тысячи тонн марганцевой и 300 тысяч тонн хромовой руды, в которых очень нуждалась американская военная промышленность.

Кроме того, союзные поставки СССР частично оплачивал золотом.

Конечно, условия ленд-лиза были достаточно щадящими для стран-получателей американской военной помощи. Уничтоженные в боях техника и вооружение оплате не подлежали, а полностью оплатить следовало лишь ту технику, которая уцелела и могла использоваться в мирное время.

Поэтому после войны США выставили Советскому Союзу счёт в 1 миллиард 300 миллионов долларов. Иосиф Сталин счёл эту сумму завышенной и потребовал пересчитать её, а до того распорядился приостановить выплаты.

Американцы согласились на такой пересчёт лишь в 1972 году, и согласно достигнутым тогда же договорённостям, СССР обязался выплатить США 722 миллиона долларов.

Уже в 1973 году американцы получили первые 48 миллионов из этой суммы, но затем в связи вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР («поправка Джексона-Вэника»), наша страна при-остановила выплаты.

Лишь в июне 1990 года президенты Михаил Горбачёв и Джорж Буш-старший вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга, установив оставшуюся сумму — 674 миллиона долларов. Этот долг Россия полностью погасила в августе 2006 года.

Впрочем, и Великобритания рассчиталась по своим долгам за ленд-лиз только в 2006 году. По другому пути пошла Франция. В 1946 году она сделала американцам ряд торговых уступок (в частности, существенно увеличила квоты на показ американских фильмов на французском кинорынке), за что получила списание долга. А Китай свой долг погашать и не собирается.

Бытует мнение, что основной объём союзнических поставок по ленд-лизу осуществлялся арктическими конвоями через Мурманск и Архангельск. На самом деле поставки шли ещё по двум основным маршрутам: через порты Дальнего Востока и через Иран.

Поэтому большая часть поставок осуществлялась по дальневосточному маршруту, важным, как принято говорить сегодня, логистическим узлом на котором был Свердловск.

По железной дороге через Свердловск шли эшелоны с лендлизовскими грузами из дальневосточных портов, а аэродром Кольцово в военные годы был промежуточным пунктом для дозаправки и технического обслуживания боевых самолётов, летевших с Аляски через Сибирь и Урал на советско-германский фронт.

Источник: https://www.oblgazeta.ru/economics/30363/

Военный юрист
Добавить комментарий